Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

Серебряный век русской культуры

Вопрос к пункту 1.

Вспомните, как воспринимали меняющийся мир многие деятели европейской культуры начала XX в. Каков смысл названия ставшей знаменитой книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы»?

Название «Закат Европы» говорит само за себя. Многие мыслители считали свою цивилизацию обречённой на скорую гибель. Другая подходящая метафора – Золотая осень: красота перед смертью. Человек видел, что нарушил гармонию между собой и природой, как и социальную гармонию. Из всего этого не видели выхода.

Вопросы к параграфу

1. Почему возникло определение «культура Серебряного века»?

Во-первых, это определение показывало, что он дал русской культуре выдающиеся произведения, но всё же уступал веку золотому.

Во-вторых, серебро это металл луны, значит ночи и мистики – творчество той эпохи как раз несёт налёт мистики, метафизики, нереальности.

2. Какие изменения произошли в начале XX в. в области образования? Чем они были обусловлены?

Изменения были обусловлены углублением индустриализации. Производствам требовалось всё больше инженеров, рабочим всё больше требовалось образование, потому что конструкция станков становилась всё сложнее. Потому произошли следующие изменения:

  • государство увеличивало расходы на образование – с 1900 по 1915 год они выросли более чем пятикратно;
  • открывались новые гимназии и реальные училища, а также другие виды средних учебных заведений;
  • открывались и новые ВУЗы, включая университеты, появились педагогические институты;
  • в программе средних учебных заведений уделялось всё больше внимания естественным наукам;
  • выпускники реальных училищ смогли поступать в университеты после сдачи дополнительного экзамена на знание латыни;
  • появились коммерческие училища, где совместно юношей и девушек обучали программе с большим упором на практические знания;
  • появилось массовое женское образование – более 30 высших женских курсов.
3. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Достижения:

  • Петром Николаевиче Лебедевым были открыты закономерности, общие для всех волновых процессов;
  • в теории и практике воздухоплавания многочисленные открытия совершили Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин;
  • теорию полётов за пределы атмосферы и освоения космического пространства разрабатывал Константин Эдуардович Циолковский;
  • Борис Львович Розинг провёл успешные эксперименты по передаче изображения на расстояние, что заложило основу телевидения;
  • разрабатывал своё учение о биосфере и ноосфере Владимир Иванович Вернадский;
  • учение об условных и безусловных рефлексах прославило Ивана Петровича Павлова;
  • многочисленные открытия в области изучения инфекционных заболеваний и иммунологии совершил Илья Ильич Мечников;
  • в исторической науке работали выдающиеся учёные Василий Осипович Ключевский, Александр Александрович Корнилов, Роберт Юрьевич Виппер, Евгений Викторович Тарле и другие;
  • идею русской самобытности разрабатывали философы Павел Александрович Флоренский, Николай Александрович Бердяев, Сергей Николаевич Булгаков, Владимир Сергеевич Соловьёв.
4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Литература характеризовалась сочетанием многих стилей, методов, идей и метафизических исканий. Многие творцы искали формы и методы передачи своих эмоций. В творческой среде бытовали самые разные идеи от попыток понять, ближе русские к европейцам или к азиатам, до вызова духов умерших.

Всё это находило отражение в художественных произведения. Что было общим для большинства творцов той эпохи, особенно молодых – так это осознание своей исключительности и чёткое отмежевание от «фармацевтов» (людей, не имевших отношения к творчеству). В этом бурлящем котле были представлены такие стили как:

  • реализм (в основном у представителей ещё прошлого века, доживших до века Серебряного);
  • сюрреализм;
  • символизм;
  • акмеизм;
  • футуризм и др.
5. Какие особенности отличали русскую живопись начала XX в.?

Особенности:

  • продолжал существовать реализм, хотя он перестал быть ведущим стилем;
  • сохранялась историческая живопись, хотя она потеряла былую популярность;
  • главным стилем стал модерн, вернее, это был не стиль, а общее название целого ряда непохожих друг на друга направлений;
  • ведущим объединение художников Серебряного века как до революции 1917 года, так и после неё (пока Серебряный век ещё продолжал своё развитие) был «Мир искусства».
6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры начала XX в.?

Художественные достижения:

  • новым стилем в скульптуре стал импрессионизм;
  • значительным достижением стало соединение импрессионизма с модерном;
  • после обработки архитектурных форм из истории в эпоху эклектики, модерн привнёс новые решения;
  • большим достижением модерна стало художественное оформление в архитектуре плодов цивилизации, таких как лифты.
7. Какие новые явления характерны для русского балетного и театрального искусства начала XX в.?

Новые явления:

  • новые музыкальные формы и образы в виде резких, на первый взгляд немелодичных звуков, более активного использования ударных инструментов и т. д.;
  • вместо академического балета всё большую популярность получал принцип живописности;
  • небывалая популярность русского балета в мире, во многом за счёт Русских сезонов;
  • в театре Константином Сергеевичем Станиславским была создана психологическая актёрская школа, помогавшая играть с наибольшим реализмом;
  • Всеволод Эмильевич Мейерхольд наоборот увеличивал условность театра, экспериментируя с символами в своих постановках.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?

Может показаться, что обилие стилей и направлений означало, что среди них не было ни одного по-настоящему хорошего, иначе оно бы быстро вытеснило все остальные. Однако это не так. Начало ХХ века по всему миру было временем экспериментов в искусстве, и каждое направление являлось таким экспериментом. Потому согласиться с упрёками нельзя.

2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях. Перечислите эти произведения.

Художники и поэты того времени всё чаще обращались к символам вместо реальности, сюрреальности и т. п. Потому в этом веке сложно найти строки о конкретном городе, а не об ассоциациях, появившихся в голове творца в связи с этим городом.

Однако Коктебелю повезло. У Максимилиана Волошина в цикле «Киммерийская весна» есть стихотворение, которое названо именем этого города, хотя и из него мало что можно узнать о жизни в этом месте в начале ХХ века – это всё равно не показ реальности, а отдалённый от неё образ.

3. Выясните, есть ли в вашем крае здания, построенные в начале XX в. Каково было их назначение? К какому архитектурному стилю они принадлежат?

В начале ХХ века в центре Санкт-Петербурга было построено несколько кварталов. Это в основном были так называемые доходные дома, то есть здания, с которых владельцы получали доход, сдавая квартиры. Те постройки относятся к разряду фешенебельных, потому владельцы не скупились на художественное оформление.

Построены дома в стиле модерн. Это сочетание новых материалов вроде стекла и стали со всегда ценящимися золотом, мрамором и т. д., новых технологий, вроде лифтов с вычурными гнутыми формами растительных мотивов, скульптурами и т. д. Модерн в архитектуре стал уникальным стилем. Проектировщики показывали, что им знакомы достижения предыдущих эпох, но в отличии от эклектики не копировали их, а создавали новые.

4. Из курса Новейшей истории вспомните об основных достижениях западноевропейской культуры начала XX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую культуру этого времени.

Черты:

  • обилие стилей;
  • общеевропейский характер многих стилей;
  • смелые эксперименты во всех областях искусства;
  • чёткое отделение творцами себя от остальной публики;
  • часто стремление разрушить всё старое, чтобы ничего не мешало новому (особенно у футуристов).
5. Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из деятелей науки или культуры Серебряного века.

Серебряный век оказался довольно непродолжительным, его искусствено оборвали события, последовавшие за революцией 1917 года. Деятельность учёного, достигшего больших успехов, обычно длиться дольше – открытие редко получается сделать неожиданно, обычно ему предшествует многолетний кропотливый труд. Однако основная и самая выдающаяся часть карьеры профессора Розинга пришлась именно на Серебряный век.

Борис Львович Розинг – это русский изобретатель передачи телевизионного сигнала. Над этой технологией работали разные учёные во многих странах, о первенстве каждого из них идут споры, но в любом случае, Розинг трудился независимо от них. Его ученика Владимира Зворыкина в Америке называют отцом телевидения. Зворыкин волею судьбы оказался за Атлантическим океаном (выполнял задание правительства Колчака по закупке оборудования, когда пришла весть о поражении белого движения) и смог популяризировать телевидение, донести его до массовой аудитории с помощью компании другого эмигранта из России – Давида Сарнова (бежавшего, правда ещё от еврейских погромов, а не от советской власти). Однако сам Зворыкин никогда не скрывал, что использовал технологию своего учителя, внеся доработки, которые мог бы сделать и Розинг (а возможно, и сделал независимо от него), если бы имел такую возможность.

Борис Львович Розинг родился в Санкт-Петербурге в 1869 году в дворянской семье (род происходил от выслужившего в России голландского мастера). Закончил в родном городе гимназию, а потом физико-математический факультет столичного университета.

С 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 – в Константиновском артиллерийском училище. Был одним из инициаторов введения высшего женского образования в России, стал деканом электромеханического факультета открытых в 1906 году Петербургских Женских политехнических курсов, в 1915 году преобразованных в Петроградский Женский политехнический институт.

Главным детищем Розинга была телевизионная передача, то есть преобразование изображения в электромагнитный сигнал и после передачи по уже известной технологии радиосигнала расшифровка снова в изображение. Первая привилегия (русский аналог патента) получена Розингом в 1907 году, в 1911 году получены настоящие патенты в России, Великобритании, США и Германии.

Мир поразила возможность показывать на расстоянии то, что видит перед собой принимающее устройство, находящееся далеко от расшифровывающего сигнал экрана. Розинг уже тогда предсказывал, что передачу можно вести хоть с Луны.

Однако открытие самого принципа не означало получения качественной картинки. Передавать удавалось только контрастные чёрно-белые изображения без большой детализации. Фактически это были лишь геометрические фигуры на больших листах. В таком виде технология не могла пригодиться ни в коммерции, ни в военном деле.

Как и многие петроградские профессора, Розинг принял советскую власть. Такое решение помогало продолжить работу, даже открывала для неё новые перспективы, в то время как противоположная позиция принуждала к эмиграции с неопределёнными перспективами за границей – Борис Львович в свои 48 лет не захотел начинать всё заново на новом месте. Он стоял у истоков Кубанского государственного технологического университета (образован 16 июня 1918 года), основал физико-математическое общество в Екатеринодаре (позже Краснодаре).

Розинг продолжал работать над своим главным детищем. В 1923 году вышла его монография «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». Но у ученика Розинга в Америке были ресурсы крупной фирмы «Radio Corporation of America», а также её маркетинговый опыт – корпорация достигла успеха с распространением радиовещания и применила те же технологии в случае с телевидением.

Розинг в условиях СССР мог рассчитывать только на поддержку государственного аппарата. Там на технологию не обратили существенного внимания, хотя в 1930-е годы, уже после смерти Розинга, стали активно закупать в Америке эфирное оборудование и телевизоры, разработанные Зворыкиным на основе открытий Розинга.

В 1929 году во время выборов новых членов Академии наук не прошло трое кандидатов-коммунистов. По этому поводу разгорелась шумная компания в прессе. Академию обвиняли в антисоветских настроениях, призывали власти её реорганизовать и проверить деятельность этой организации. Три отвергнутых поначалу кандидата стали академиками, что на время успокоило газеты. Но механизм был запущен.

В этом же году ГПУ начало так называемое Академическое дело. По нему проходило 115 человек, кроме того из Ленинградской академии наук были уволены 128 штатных сотрудников (из 960) и 520 сверхштатных (из 830). основной удар пришёлся по архивистам и историкам, но среди пострадавших были и представители естественных наук, причём не только ленинградцы.

Розинга арестовали в 1931 году за то, что дал взаймы денег впоследствии признанному виновным другу. В итоге был осуждён «за финансовую помощь контрреволюционерам» и сослан в город Котлас в Архангельской области без права работать. За него заступились многие учёные как в СССР, так и за границей, после чего приговор смягчили: в 1932 году Розинг работал на кафедре физики Архангельского лесотехнического института.

Не известно, применялись ли к нему во время следствия пытки, но моральное воздействие наверняка было. Это негативно сказалось на здоровье учёного. 20 апреля 1933 года он умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 63 лет. В 1957 году его полностью реабилитировали.

Без революционных событий 1917 года, искусственно прервавших серебряный век и спокойное развитие России, Розинг наверняка смог бы довести своё изобретение до коммерческого использования – в России также были крупные корпорации, способные распространить телевидение, по крайней мере, по крупным городам страны. Тогда США закупали бы у России соответствующие технологии, а не наоборот. Но получилось так, что достижение русского учёного не получило должной поддержки на родине, а гениальный изобретатель стал жертвой сталинских репрессий, как и огромное число других деятелей Серебряного века.