Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

Вопрос к III пункту. Используя дополнительную литературу и Интернет, изучите обстоятельства гибели П. А. Столыпина. Предложите свою версию заказчиков его убийства.

Довольно популярна версия об убийстве Столыпина охранным отделением. В этом ведомстве было много радикальных монархистов. Кроме того, в 1911 году император явно охладел к деятельности своего первого министра. Об этом говорит то, что после убийства Столыпина, его политика не была продолжана. Его реформы во многом сочетались в программой октябристов, потому многие деятели этой партии могли бы вести страну тем же курсом, но император предпочёл курс сменить. Такое охлаждение охранное отделение могло воспринять как молчаливое одобрение своих действий.

В пользу этой версии говорит то, что Дмитрий Богров (убийца Столыпина) был не только анархистом, но и тайным осведомителем охранного отделения. Билет в театр, где произошло убийство, был ему выдан начальником Киевского охранного отделения Н. Н. Кулябко с согласия ответственных сотрудников Охранного отделения П. Г. Курлова, А. И. Спиридовича и М. Н. Веригина, при этом к Богрову не было приставлено наблюдение. Достаточно вспомнить, что версия о причастности охранного ведомства бытует и относительно убийства Александра II.

Вопрос к параграфу №1. Почему 3 июня 1907 г. был изменён избирательный закон? В чём главное отличие III Государственной думы от предыдущих?

Избирательный закон был изменён для того, чтобы обеспечить победу проправительственных сил. Потому в Государственной думе III созыва преобладали октябристы. На втором месте оказалось созданное со второй сессии объединение мелких партий Всероссийский национальный союз, который также поддерживал правительственный курс. Поддерживали экономические преобразования правительства и прогрессисты, выступая лишь против репрессивных мер. Таким образом, приняв новый избирательный закон правительство обеспечивало себе мощную поддержку и в целом лояльную думу.

Вопрос к параграфу №2. Какие изменения произошли в национальной политике в 1907-1914 гг.? Чем они были вызваны?

В национальной политике Столыпин взял курс на полностью унитарное государство с господством русской нации и православной веры. Это означало ещё большее ужесточение политики русификации и уничтожение элементов национальных автономий, как созданных в качестве уступок национальных движениям в ходе революции, так и существовавших с начала XIX века (включая автономию Великого княжества Финляндского). Такая политика влючала и откровенные притеснения национальных меньшинства: так была возобновлена агрессивная русификация на польских землях, притеснение иудейского населения (последнему помогло, несмотря на оправдательный вердикт присяжных, так называемое «дело Бейлиса» – якобы ритуальное иудейское убийство мальчика из православной семьи).

Вопрос к параграфу №3. Каких существенных элементов автономии лишилась Финляндия? Как это было связано с укреплением единства Российской империи?

Законы, касавшиеся Великого княжества Финляндского, теперь могли приниматься без учёта мнения сейма этого княжества. После этого основные действовавшие там акты были пересмотрены таким образом, что разница между финляндскими и общеимперскими законами практически исчезла. Таким образом, автономия великого княжества фактически перестала существовать.

Вопрос к параграфу №4. Каково было отношение общества к реформам П. А. Столыпина?

В обществе многие силы не поддерживали те или иные элементы, индифферентно относясь к остальным. Так крестьяне хотели лишь чёрного передела, а помещики были недовольны любыми уступками крестьянам. Революционеры, да и кадеты не могли простить «столыпинских галстуков», а крайне правые наоборот обвиняли Столыпина в потакании смутьянам. Ситуация по сути не изменилась со времён Уложенной комиссии Екатерины II: каждая из групп хотела добиться только своей правды, никто не искал компромисса, который мог более-менее устроить всех, думали о преобразованиях лишь в свою пользу, но никто при этом не заботился о благе для государства в целом. Столыпин, который обо всё этом беспокоился, оказался всем неугоден: даже октябристы перестали его поддерживали, потому что правительство слишком часто пыталось действовать в обход Государственной думы.

Вопрос к параграфу №5. Перечислите факты, приведённые в параграфе, которые указывают на нарастание революционных настроений в обществе.

Факты:

– массовые демонстрации произошли, когда умер Лев Толстой, хотя выдвинутые требования были политическими и напрямую не касались смерти писателя;

– массовое движение протеста в ответ на Ленский расстрел, включая отдельные выступления в армии и на флоте.

Перечисленные выступления были массовыми, но не имели связи друг с другом. Их можно воспринимать как в качестве нарастания революционных настроений, так и в качестве автошока после революции 1905-1907 годов – затухание революционных настроений, просто постепенное, с отдельными рецидивами.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. «Нельзя составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных. Нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почётное место могут занять только те из них, которые достигнут напряжения своей материальной и нравственной мощи», — заявил П. А. Столыпин на заседании Государственной думы. Оцените с этих позиций его деятельность. Подумайте о цене предложенных им реформ.

Эти слова многое объясняют в деятельности первого министра. Он хотел создать условия для развития крепких хозяев, именно из них предполагалось создать фермерство. При этом в жертву приносились хозяева мелкие, а также те, кто не обладал деловой хваткой, какими бы другими прекрасными качествами они не обладали. Но нужно учитывать, что во время жизни Столыпина примерно такие убеждения были у либералов по всему миру. Только много позже, примерно с Великой депрессии 1929-1933 годов, теоретики поняли, что прямую выгоду экономике страны приносит и социальная поддержка тех, кто хуже приспособлен к меняющимся условиям, или по другим причинам выброшен на обочину жизни.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. По мнению лидера кадетов П. И. Милюкова, «по самой идее Третьей Думы в ней не должна была предполагаться наличность оппозиции». Объясните смысл этого утверждения. Приведите доказательства в его поддержку или опровержение. Нужна ли парламентская оппозиция правительству в принципе? Своё мнение обоснуйте.

Избирательная система была простроена так, чтобы неоспоримое преимущество получили лояльные слои населения. Она действительно была направлен на создание лояльной Государственной думы. Возможно, Милюков перегнул палку, оппозиция меньшинства правительству не мешала, пока её мнение не было определяющим, потому её существование не исключалось.

В демократическом обществе оппозиция нужна. Она показываете избирателям пути решения насущных вопросов, отличные от правительственных. Кроме того, она указывает на проблемы и возможные негативные последствия правительственных решений. Всё это верно для демократического общества. Но в России начала ХХ века демократический путь развития далеко не всеми считался наилучшим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Подготовьте презентацию, демонстрирующую сходства и различия политических партий, представленных в III или IV Государственной думе.

Слайд: 1

Название: Партии II и III созывов Государственной думы

Изображение с подписью: карикатура того времени «Работа в разгаре! Чтобы всыпать все министерские законопроекты, решено снять купол Таврического дворца»

Текст: сведения об авторе

Слайд: 2

Название: Октябристы

Изображение: Александр Иванович Гучков

Текст: Большинство депутатов обоих созывов принадлежало к Союзу 17 октября. На их же поддержку в наибольшей мере могло рассчитывать правительство, потому что реформы Столыпина во многом совпадали с программой Союза. Депутаты этой партии ратовали за сохранение думской монархии и постепенные преобразования страны со стороны правительства. Периодически из их состава выделялась фракция правых октябристов.

Слайд: 3

Название: Всероссийский национальный союз

Текст: Изначально появился как объединение нескольких фракций в составе III думы, на следующие выборы пошёл уже в качестве единой партии. Являлся объединением Русской партии народного центра, Партии правового порядка, Партии умеренно-правых, Тульского союза «За царя и порядок», Бессарабской партии центра, Киевского клуба русских националистов, Каменец-Подольского клуба русских националистов и ряда других провинциальных организаций. В обеих думах занимал второе по численности место

В решении политического, рабочего и крестьянского вопросов примыкал к октябристам, в решении национального не допускал никаких даже малейших уступок национальным движениям, в отличии от октябристов, но и не прибегал к погромам и другому насилию, в отличии от крайне правых, также вместо крайне правой триады «Православие. Самодержавие. Народность» придерживался триады «Самодержавие, Православие, Единодержавие».

Слайд: 4

Название: Крайне правые

Изображение: эмблема Русского народного союза имени Михаила Архангела

Текст: Крайне правые были в обеих думах третьей по численности силой. Они не примыкали к умеренным правым и в отличии от них долго были в оппозиции к правительству. Члены многочисленных партии и союзов этого толка, в отличии от всех остальных своих коллег по Государственной думе, хотели избавиться от всех уступок, сделанных самодержавием в результате революции, включая саму думу. В отличии от других партий, они опровергали само существование рабочего, крестьянского, политического и национального вопросов.

Слайд: 5

Название: Конституционно-демократическая партия

Изображение: «Свобода России» (плакат кадетской партии 1917 г.)

Текст: Кадеты, которые некогда были главной силу в думе, в III и IV созывах занимали более скромное место, насчитывая чуть более 50 депутатов. Они считаются либералами, как и октябристы, но расходились по многим вопросам как с октябристами, так и с крайне левыми. Крестьянский вопрос они призывали решать с помощью части помещичьих земель, а не государственных, но только части и земли эти продавать, выступали за рабочее законодательство, в отличии от октябристов, но никак не за построение социализма, в отличии от крайне левых. В отличии от октябристов, тем более крайне правых, кадеты признавали право народов на самоопределение, но только на культурно-языковое.

Слайд: 6

Название: Прогрессивная партия

Изображение: Александр Иванович Коновалов

Текст: Прогрессивная партия под руководством Александра Ивановича Коновалова была объединением крупных промышленников. В думах обоих созывов партия получила чуть меньше 50 мандатов. Она в целом поддерживала программу октябристов и курс правительства в части экономических реформ, тем более что значительных уступок рабочим не делалось, улучшение их жизни больше было связано с ростом экономики. Однако прогрессисты были против репрессивных мер правительства, считая, что они только увеличивают недовольство в обществе, а значит опасность новой революции.

Слайд: 7

Название: Социал-демократы

Изображение: газета «Искра»

Текст: РСДРП отличалась постоянством – в думах обеих созывов имела по 14 мандатов, что включало и большевиков, и меньшевиков. Её демократические требования были радикальнее, чем у кадетов. Они выступали за построение полностью демократической республики с разработанным рабочим законодательством. Крестьянский вопрос решался ими довольно радикально: они требовали вернуть крестьянам отрезки и деньги, выплаченные ими с 1861 году, что было невозможно с точки зрения государственных финансов.

Слайд: 8

Название: Трудовая группа

Изображение: крестьянин за пахотой

Текст: Так называемые трудовики объединяли депутатов с народническими убеждениями. В думе первых двух созывов были представлены очень широко, после 3-июньского переворота набирали только около десятка мандатов. Они не были партией, потому не имели ни программы, ни партийной дисциплины, являлись лишь объединением депутатов и не существовали вне Государственной думы. Выступали совместно только по аграрному вопросу, считали, что земля должна принадлежать лишь тем, кто её обрабатывает. В принципе, их программа во много совпадала с эсеровской. Но отличия были не только в методах борьбы: интеллигентам-эсерам крестьяне не доверяли, в то время как Трудовую группу объединились депутаты, сами происходившие из крестьян.

Слайд: 9

Название: Партии национальных окраин

Изображение: мечеть

Текст: Существовали в Государственной думе также объединения депутатов национальных окраин: Польское коло, Белорусско-литовско-польская группа, Мусульманская группа. Каждая из них объединяла по несколько депутатов из разных партий местного значения. Они выступали в основном по вопросам своих регионов, на обсуждение общероссийских вопросов и не могли оказывать большое влияние из-за своей малочисленности.

От 23 до 6 депутатов в разное время в III и IV созывах Государственной думы оставались беспартийными.

Слайд: 10

Текст: Таким образом, между партиями и в лояльных составах Государственной думы были серьёзные разногласия. И даже между Союзом 17 октября и Всероссийским национальным союзом разногласия существовали, хотя обе эти партии полностью поддерживали правительственных курс. Эти различия не были значительными, но они не позволяли объединиться даже в блок, тем более в единую партию. Это показывает непримиримость политической борьбы в то время, хотя союзы представителей разных партий существовали: тот же Всероссийский национальный союз, Польское коло и т.д.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение о взглядах и деятельности лидера одной из российских политических партий начала XX в.

Александр Иванович Гучков был лидером Союза 17 октября, видным деятелем Государственной думы и революций в России. Он представлял либеральное крыло русской мысли, не встававшее в явную оппозицию самодержавию. Жизнь Александра Ивановича показывает, что такую позицию он занял не из страха перед возможным неудовольствием властей.

Гучковы были успешными предпринимателями. Их род происходил от прадеда деятеля государственной думы, который благодаря успешному предпринимательству выкупился из крепостной зависимости. Примечательно, что перед этим он стал старовером, хотя позже эта традиция не сохранилась: его сын перешёл в единоверие, то есть при сохранении всех правил богослужения староверов признавал своё подчинение официальным иерархам православной церкви.

Родившийся в 1862 году Александр Иванович изначально не готовился перенять семейный бизнес – эта миссия возлагалась на других представителей рода. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, но после пошёл не в науку, а в армию, но вскоре ушёл в отставку в чине прапорщика.

В силу положения семьи занимал ряд должностей в московском самоуправлении. С 1886 года был почётным мировым судьёй, с 1893 – членом Московской городской управы, позже товарищем московского городского главы и гласным Московской городской думы.

Но одновременно Гучков постоянно искал опасностей и приключений далеко от Москвы. Так в 1895 году вместе с братом Фёдором совершил путешествие по населённым армянами территориям Османской империи, в которых тогда проходили антитурецкие выступления. Собрал материалы, которые затем были использованы при составлении сборника о положении армян в Турции. В 1899 году в качестве добровольца (снова вместе с братом Фёдором) отправился в Трансвааль, где участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, был ранен и попал в плен. По воспоминаниям современников, в ходе тяжёлых боёв отличался находчивостью и внешним спокойствием, несмотря на опасность. В 1903 году совершил путешествие в Македонию для того, чтобы участвовать в восстании местного населения против Османской империи. Во время русско-японской войны попал в плен к японцам, так как не пожелал покинуть Мукден вместе с отступающими русскими войсками и оставить находившихся в госпитале раненых.

Вернувшись из японского плена, 43-летний Гучков застал в разгаре революцию и с жаром присоединился к политическим дебатам. Он отстаивал необходимость реформ, но без существенного ограничения самодержавия. Он утверждал, что не все европейские идеалы применимы в России. Например, в силу огромной территории и разношёрстности населения двухступенчатые выборы предпочтительнее прямых.

В октябре 1905 года C. Ю. Витте предложил ему пост министра торговли и промышленности, но Гучков, как и другие общественные деятели, отказался от вхождения в правительство, министерство внутренних дел в котором возглавил убеждённый консерватор П. Н. Дурново.

После издания манифеста 17 октября Гучков возглавил партию октябристов и активно включился в подготовку к выборам, а потом и в работу Государственной думы. Он считал, что революция должна завершиться на достигнутом, далее достаточно эволюционного пути – реформ, проводимых правительством. Собственные политические идеи отставивал с жаром. Известно несколько его дуэлей по политическим мотивам уже в бытность депутатом думы.

После разгона II думы и изменения избирательного закона октябристы получили преимущество. В думе III созыва (1907-1912 годов) они заняли 154 места из 442, что позволило Александру Ивановичу даже занимать пост председателя думы в 1910-1911 годах. Активно поддерживал крестьянскую реформу Столыпина (который во многом претворял в жизнь программу октябристов), но осуждал связь императорской семьи с Григорием Распутиным.

Гучков принял активное участие в Февральской революции. Он активно сотрудничал с командующим Северного фронта генералом Рузским. Возле расположения штаба именно этого фронта был задержан поезд спешившего в столицу Николая II, и позиция генерала Рузского сыграла большую роль в принятии императором решения об отречении.

В первом составе Временного правительства Гучков получил должность военного и морского министра. Правительство не смогло справиться с двоевластием и нараставшей анархией в стране. К тому же, именно этот состав начал политику откладывание выборов в Учредительное собрание; именно она во многом позволила придти к власти большевика.

Большевистскую власть Гучков не принял. Скрывался одно время под видом протестантского пастора, пока не смог бежать на Дон в расположение Добровольческой армии. Возраст (56 лет) не позволил Александру Ивановичу лично участвовать в боях. Но он консультировал по политическим вопросам генерала Корнилова, а после его гибели – генерала Деникина.

В 1919 году Гучков был послан представителем генерала Деникина в Европу. Эта миссия переросла в эмиграцию после поражения белого движения в России. Активно участвовал в эмигрантских организациях. К сожалению, среди противников большевиков не было единства, потому Гучкову грозила опасность как со стороны советских спецслужб (они выкрали нескольких видных эмигрантов), так и со стороны радикальных монархистов, которые обвиняли его как военного министра в развале армии в 1917 году. В 1921 году бывшего министра один из таких монархистов серьёзно избил.

Александр Иванович Гучков умер в Париже в 1936 году от рака кишечника. Диагноз врачи от него скрывали, потому он до последнего работал и надеялся на выздоровление.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос к I пункту. Вспомните, как воспринимали меняющийся мир многие деятели европейской культуры начала XX в. Каков смысл названия ставшей знаменитой книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы»?

Название «Закат Европы» говорит само за себя. Многие мыслители считали свою цивилизацию обречённой на скорую гибель. Другая подходящая метафора – Золотая осень: красота перед смертью. Человек видел, что нарушил гармонию между собой и природой, как и социальную гармонию. Из всего этого не видели выхода.

Вопрос к параграфу №1. Почему возникло определение «культура Серебряного века»?

Во-первых, это определение показывало, что он дал русской культуре выдающиеся произведения, но всё же уступал веку золотому.

Во-вторых, серебро это металл луны, значит ночи и мистики – творчество той эпохи как раз несёт налёт мистики, метафизики, нереальности.

Вопрос к параграфу №2. Какие изменения произошли в начале XX в. в области образования? Чем они были обусловлены?

Изменения были обусловлены углублением индустриализации. Производствам требовалось всё больше инженеров, рабочим всё больше требовалось образование, потому что конструкция станков становилась всё сложнее. Потому произошли следующие изменения:

– государство увеличивало расходы на образование – с 1900 по 1915 год они выросли более чем пятикратно;

– открывались новые гимназии и реальные училища, а также другие виды средних учебных заведений;

– открывались и новые ВУЗы, включая университеты, появились педагогические институты;

– в программе средних учебных заведений уделялось всё больше внимания естественным наукам;

– выпускники реальных училищ смогли поступать в университеты после сдачи дополнительного экзамена на знание латыни;

– появились коммерческие училища, где совместно юношей и девушек обучали программе с большим упором на практические знания;

– появилось массовое женское образование – более 30 высших женских курсов.

Вопрос к параграфу №3. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Достижения:

– Петром Николаевиче Лебедевым были открыты закономерности, общие для всех волновых процессов;

– в теории и практике воздухоплавания многочисленные открытия совершили Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин;

– теорию полётов за пределы атмосферы и освоения космического пространства разрабатывал Константин Эдуардович Циолковский;

– Борис Львович Розинг провёл успешные эксперименты по передаче изображения на расстояние, что заложило основу телевидения;

-разрабатывал своё учение о биосфере и ноосфере Владимир Иванович Вернадский;

-учение об условных и безусловных рефлексах прославило Ивана Петровича Павлова;

– многочисленные открытия в области изучения инфекционных заболеваний и иммунологии совершил Илья Ильич Мечников;

– в исторической науке работали выдающиеся учёные Василий Осипович Ключевский, Александр Александрович Корнилов, Роберт Юрьевич Виппер, Евгений Викторович Тарле и другие;

– идею русской самобытности разрабатывали философы Павел Александрович Флоренский, Николай Александрович Бердяев, Сергей Николаевич Булгаков, Владимир Сергеевич Соловьёв.

Вопрос к параграфу №4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Литература характеризовалась сочетанием многих стилей, методов, идей и метафизических исканий. Многие творцы искали формы и методы передачи своих эмоций. В творческой среде бытовали самые разные идеи от попыток понять, ближе русские к европейцам или к азиатам, до вызова духов умерших. Всё это находило отражение в художественных произведения. Что было общим для большинства творцов той эпохи, особенно молодых – так это осознание своей исключительности и чёткое отмежевание от «фармацевтов» (людей, не имевших отношения к творчеству). В этом бурлящем котле были представлены такие стили как:

– реализм (в основном у представителей ещё прошлого века, доживших до века Серебряного);

– сюрреализм;

– символизм;

– акмеизм;

– футуризм и др.

Вопрос к параграфу №5. Какие особенности отличали русскую живопись начала XX в.?

Особенности:

– продолжал существовать реализм, хотя он перестал быть ведущим стилем;

– сохранялась историческая живопись, хотя она потеряла былую популярность;

– главным стилем стал модерн, вернее, это был не стиль, а общее название целого ряда непохожих друг на друга направлений;

– ведущим объединение художников Серебряного века как до революции 1917 года, так и после неё (пока Серебряный век ещё продолжал своё развитие) был «Мир искусства».

Вопрос к параграфу №6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры начала XX в.?

Художественные достижения:

– новым стилем в скульптуре стал импрессионизм;

– значительным достижением стало соединение импрессионизма с модерном;

– после обработки архитектурных форм из истории в эпоху эклектики, модерн привнёс новые решения;

– большим достижением модерна стало художественное оформление в архитектуре плодов цивилизации, таких как лифты.

Вопрос к параграфу №7. Какие новые явления характерны для русского балетного и театрального искусства начала XX в.?

Новые явления:

– новые музыкальные формы и образы в виде резких, на первый взгляд немелодичных звуков, более активного использования ударных инструментов и т. д.;

– вместо академического балета всё большую популярность получал принцип живописности;

– небывалая популярность русского балета в мире, во многом за счёт Русских сезонов;

– в театре Константином Сергеевичем Станиславским была создана психологическая актёрская школа, помогавшая играть с наибольшим реализмом;

– Всеволод Эмильевич Мейерхольд наоборот увеличивал условность театра, экспериментируя с символами в своих постановках.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?

Может показаться, что обилие стилей и направлений означало, что среди них не было ни одного по-настоящему хорошего, иначе оно бы быстро вытеснило все остальные. Однако это не так. Начало ХХ века по всему миру было временем экспериментов в искусстве, и каждое направление являлось таким экспериментом. Потому согласиться с упрёками нельзя.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях. Перечислите эти произведения.

Художники и поэты того времени всё чаще обращались к символам вместо реальности, сюрреальности и т. п. Потому в этом веке сложно найти строки о конкретном городе, а не об ассоциациях, появившихся в голове творца в связи с этим городом.

Однако Коктебелю повезло. У Максимилиана Волошина в цикле «Киммерийская весна» есть стихотворение, которое названо именем этого города, хотя и из него мало что можно узнать о жизни в этом месте в начале ХХ века – это всё равно не показ реальности, а отдалённый от неё образ.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Выясните, есть ли в вашем крае здания, построенные в начале XX в. Каково было их назначение? К какому архитектурному стилю они принадлежат?

В начале ХХ века в центре Санкт-Петербурга было построено несколько кварталов. Это в основном были так называемые доходные дома, то есть здания, с которых владельцы получали доход, сдавая квартиры. Те постройки относятся к разряду фешенебельных, потому владельцы не скупились на художественное оформление. Построены дома в стиле модерн. Это сочетание новых материалов вроде стекла и стали со всегда ценящимися золотом, мрамором и т. д., новых технологий, вроде лифтов с вычурными гнутыми формами растительных мотивов, скульптурами и т. д. Модерн в архитектуре стал уникальным стилем. Проектировщики показывали, что им знакомы достижения предыдущих эпох, но в отличии от эклектики не копировали их, а создавали новые.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Из курса Новейшей истории вспомните об основных достижениях западноевропейской культуры начала XX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую культуру этого времени.

Черты:

– обилие стилей;

– общеевропейский характер многих стилей;

– смелые эксперименты во всех областях искусства;

– чёткое отделение творцами себя от остальной публики;

– часто стремление разрушить всё старое, чтобы ничего не мешало новому (особенно у футуристов).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из деятелей науки или культуры Серебряного века.

Серебряный век оказался довольно непродолжительным, его искусствено оборвали события, последовавшие за революцией 1917 года. Деятельность учёного, достигшего больших успехов, обычно длиться дольше – открытие редко получается сделать неожиданно, обычно ему предшествует многолетний кропотливый труд. Однако основная и самая выдающаяся часть карьеры профессора Розинга пришлась именно на Серебряный век.

Борис Львович Розинг – это русский изобретатель передачи телевизионного сигнала. Над этой технологией работали разные учёные во многих странах, о первенстве каждого из них идут споры, но в любом случае, Розинг трудился независимо от них. Его ученика Владимира Зворыкина в Америке называют отцом телевидения. Зворыкин волею судьбы оказался за Атлантическим океаном (выполнял задание правительства Колчака по закупке оборудования, когда пришла весть о поражении белого движения) и смог популяризировать телевидение, донести его до массовой аудитории с помощью компании другого эмигранта из России – Давида Сарнова (бежавшего, правда ещё от еврейских погромов, а не от советской власти). Однако сам Зворыкин никогда не скрывал, что использовал технологию своего учителя, внеся доработки, которые мог бы сделать и Розинг (а возможно, и сделал независимо от него), если бы имел такую возможность.

Борис Львович Розинг родился в Санкт-Петербурге в 1869 году в дворянской семье (род происходил от выслужившего в России голландского мастера). Закончил в родном городе гимназию, а потом физико-математический факультет столичного университета.

С 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 – в Константиновском артиллерийском училище. Был одним из инициаторов введения высшего женского образования в России, стал деканом электромеханического факультета открытых в 1906 году Петербургских Женских политехнических курсов, в 1915 году преобразованных в Петроградский Женский политехнический институт.

Главным детищем Розинга была телевизионная передача, то есть преобразование изображения в электромагнитный сигнал и после передачи по уже известной технологии радиосигнала расшифровка снова в изображение. Первая привилегия (русский аналог патента) получена Розингом в 1907 году, в 1911 году получены настоящие патенты в России, Великобритании, США и Германии. Мир поразила возможность показывать на расстоянии то, что видит перед собой принимающее устройство, находящееся далеко от расшифровывающего сигнал экрана. Розинг уже тогда предсказывал, что передачу можно вести хоть с Луны.

Однако открытие самого принципа не означало получения качественной картинки. Передавать удавалось только контрастные чёрно-белые изображения без большой детализации. Фактически это были лишь геометрические фигуры на больших листах. В таком виде технология не могла пригодиться ни в коммерции, ни в военном деле.

Как и многие петроградские профессора, Розинг принял советскую власть. Такое решение помогало продолжить работу, даже открывала для неё новые перспективы, в то время как противоположная позиция принуждала к эмиграции с неопределёнными перспективами за границей – Борис Львович в свои 48 лет не захотел начинать всё заново на новом месте. Он стоял у истоков Кубанского государственного технологического университета (образован 16 июня 1918 года), основал физико-математическое общество в Екатеринодаре (позже Краснодаре).

Розинг продолжал работать над своим главным детищем. В 1923 году вышла его монография «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». Но у ученика Розинга в Америке были ресурсы крупной фирмы «Radio Corporation of America», а также её маркетинговый опыт – корпорация достигла успеха с распространением радиовещания и применила те же технологии в случае с телевидением. Розинг в условиях СССР мог рассчитывать только на поддержку государственного аппарата. Там на технологию не обратили существенного внимания, хотя в 1930-е годы, уже после смерти Розинга, стали активно закупать в Америке эфирное оборудование и телевизоры, разработанные Зворыкиным на основе открытий Розинга.

В 1929 году во время выборов новых членов Академии наук не прошло трое кандидатов-коммунистов. По этому поводу разгорелась шумная компания в прессе. Академию обвиняли в антисоветских настроениях, призывали власти её реорганизовать и проверить деятельность этой организации. Три отвергнутых поначалу кандидата стали академиками, что на время успокоило газеты. Но механизм был запущен. В этом же году ГПУ начало так называемое Академическое дело. По нему проходило 115 человек, кроме того из Ленинградской академии наук были уволены 128 штатных сотрудников (из 960) и 520 сверхштатных (из 830). основной удар пришёлся по архивистам и историкам, но среди пострадавших были и представители естественных наук, причём не только ленинградцы.

Розинга арестовали в 1931 году за то, что дал взаймы денег впоследствии признанному виновным другу. В итоге был осуждён «за финансовую помощь контрреволюционерам» и сослан в город Котлас в Архангельской области без права работать. За него заступились многие учёные как в СССР, так и за границей, после чего приговор смягчили: в 1932 году Розинг работал на кафедре физики Архангельского лесотехнического института.

Не известно, применялись ли к нему во время следствия пытки, но моральное воздействие наверняка было. Это негативно сказалось на здоровье учёного. 20 апреля 1933 года он умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 63 лет. В 1957 году его полностью реабилитировали.

Без революционных событий 1917 года, искусственно прервавших серебряный век и спокойное развитие России, Розинг наверняка смог бы довести своё изобретение до коммерческого использования – в России также были крупные корпорации, способные распространить телевидение, по крайней мере, по крупным городам страны. Тогда США закупали бы у России соответствующие технологии, а не наоборот. Но получилось так, что достижение русского учёного не получило должной поддержки на родине, а гениальный изолретатель стал жертвой сталинских репрессий, как и огромное число других деятелей Серебряного века.

ПРОВЕРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Сравните развитие России и мира на рубеже XIX-XX вв.

В то время в ведущих странах мира наблюдалось большее разнообразие форм правления. Франция была республикой, Великобритания – конституционной монархией, Германия и Россия (с 17 октября 1905 года) – монархиями, в который парламенты существовали, но почти не ограничивали власть правителя. Так что Россия существенно не отставала от других.

Европа покрылась сетью промышленных предприятий, хотя их распределение по-прежнему было не равномерным. В мировых лидерах числились Великобритания (вернее, отдельно Англия – остальные были развиты хуже) и Германия. Несколько отставала Франция. На их фоне Россия выглядела относительно отсталой страной, была ещё аграрно-индустриальной. Но всё равно доля промышленного производства там была гораздо выше чем, к примеру, в Португалии.

Практически во всех странах Европы общество уже было классовым, то есть положение человека в обществе зависело от его достатка и профессии, а не от происхождения. В России формально сохранялись сословия, но фактически положение в обществе также зависело от достатка. К примеру, буржуазию составляли выходцы из всех сословий; из дворян никто не пополнил ряды пролетариата, но выходцы из этого сословия занимали положения от высших сановников до мелких клерков в канторах капиталистов (порой потомков крепостных крестьян).

В культуре России распространялись многие общеевропейские направления, некоторые именно в России появились, а потом распространились в другие страны.

Наука продолжала изменять судьбы человечества. Она преобразовывала быт, производство, путешествия и способы уничтожения людей. Внесли свой вклад в этот процесс и русские учёные. Они были частью европейской науки, желанными гостями на конференциях и в целом частью европейского научного сообщества.

Таким образом, Россия вполне вписывалась в общеевропейское развитие. Она отставала от передовых государств, но не была и на последнем месте.

2. Проанализируйте социально-экономическое развитие России на рубеже веков.

На рубеже веков Россия была крупнейшим экспортёром сельскохозяйственной продукции, однако поставляло соответствующие товары на рынок ограниченное число крупных имений, которые перешли на интенсивное хозяйство. Большинство крестьян продолжали вести преимущественно натуральное хозяйство на своих небольших наделах, большинство дворян также не освоило интенсивное хозяйство и продолжало беднеть и разоряться.

Промышленность России обеспечивала значительную часть потребностей страны, некоторые товары вывозились на экспорт. Однако индустрия империи была слабее, чем у передовых европейских держав, что вскоре наглядно продемонстрирует Первая мировая война.

Как и остальной мир, Россия двигалась к монополистической экономике. Крупные объединения контролировали всё большие доли рынка в определённых областях. В краткосрочной перспективе это оказывало положительных эффект, хотя бы потому, что вытесняло иностранные капиталы.

В стране работали многочисленные социальные лифты, связанные с получением как богатства, так и образования. Тем не менее большинство населения по-прежнему составляли крестьяне. Число рабочих росло, так же, как буржуазии и интеллигенции, однако все эти группы всё ещё составляли меньшинство населения.

3. Назовите причины и последствия Первой российской революции 1905-1907 гг. Составьте хронику основных событий.

Причины:

– рабочий вопрос (отсутствие защиты рабочих от произвола работодателей в виде законодательного ограничения продолжительности рабочего дня, выплат по болезни и потере трудоспособности, гарантий от произвольных увольнений, оплачиваемых отпусков и др.);

– политический вопрос (бесправие большей части населения, отсутствие органов народного представительства в высших эшелонах власти, неограниченность монархии);

– крестьянский вопрос (земельный голод, стремление сельских тружеников к разделу помещичьих земель);

– национальный вопрос (отсутствие прав, а часто и откровенное притеснение национальных меньшинств);

– не преодолённые негативные последствия экономического кризиса 1900-1903 годов;

– Русско-японская война 1904-1905 годов, принявшая неблагоприятный для Санкт-Петербурга оборот;

– расстрел мирной демонстрации, которая шла не с требованиями, а с петицией (просьбой) к царю, причём несла с собой иконы и церковные хоругви, как во время крестного хода.

Основные события:

3 января 1905 года – начало забостовок в Санкт-Петербурге в связи с увольнениями;

9 января 1905 года – так называемое «Кровавое воскресенье», когда войска расстреляли мирную демонстрацию с иконами и церковными хоругвями, которая несла петицию императору, что вызвало настоящий всплеск протестов по всей стране и стало настоящим начало революции;

6 августа 1905 года – первые уступки революции со стороны императора, издание первого манифеста о создании Государственной думы;

Октябрьская всеобщая политическая стачка, которая стала пиком революции;

17 октября 1905 года – манифест о даровании гражданских свобод и создании Государственной думы на новых условиях;

7-18 декабря 1905 года – вооружённое восстание пролетариата на одной из рабочих окраин Москвы;

27 апреля 1906 года – начало работы Государственной думы I созыва;

9 июля 1906 года – роспуск Государственной думы I созыва;

20 февраля 1907 года – начало работы Государственной думы II созыва;

3 июня 1907 года – 3-июньский переворот – роспуск Государственный думы и изменение избирательного закона, окончание революции.

Последствия:

– создана Государственная дума – первый общероссийский орган власти, избиравшийся народом;

– власть императора была ограничена, хотя переворот 3-июня и минимизировали эти ограничения;

– населению были дарованы многие гражданские свободы;

– были сформированы легальные политические партии, которые получили официально разрешённые средства борьбы;

– рабочие получили право создавать профсоюзы и другие организации;

– были легализованы многие формы борьбы рабочих, включая забастовки и стачки (в частности, отменена уголовная ответственность для стачечников);

– рабочий день пролетариата сокращался до 9-10 часов в день (хозяева многих предприятий шли даже на 8-часовые смены);

– частой стала практика заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателем;

– отменены выкупные платежи крестьян;

– снижена арендная плата на землю;

– повышена оплата труда сельскохозяйственных рабочих;

– правительство поняло серьёзность проблемы малоземелия крестьян, результатом чего стала Столыпинская реформа;

– земские начальники лишились права присуждать крестьянам телесные и административные наказания;

– была смягчена национальная политика, в частности, в школах разрешены другие языки, кроме русского.

4. Перечислите социально-экономические реформы П. А. Столыпина, дайте им оценку.

Стимулирование выхода крестьян из общины вместе с землёй было путём к аграрной революции, необходимой для нормального хода промышленной, потому в целом было правильным. Сегодня следовало было бы облегчить людям путь из крестьянства в пролетариат, например, курсами переподготовки, но тогда подобная забота о социально обездоленных не была известна нигде в мире.

Наделение крестьян землями из государственного фонда по льготным кредитам частично решало проблему земельного голода, потому эту меру также можно оценить положительно.

Решало проблему земельного голода и переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Кроме того, оно повышало эффективность использования этих земель, потому и в данном случае оценка положительная. Но с переселением в среднеазиатские земли не всё так однозначно. Там ущемлялись права местного населения, что в итоге привело к масштабному восстанию 1916 года.

Введение земств в новых губерниях в целом было положительным явлением, но меры по преданию преимуществ православным избирателям были дискриминацией остальных групп, потому сегодня явление нельзя назвать полностью положительным.

Национальная политика сегодня не могла бы быть признана корректной и правильной, потому что она откровенно ущемляла права национальных меньшинств русификацией, а также теми преимуществами, которые закон продолжал предоставлять православной вере.

Также существовали многочисленные планы реформ вроде введения всеобщего начального образования и др. Планы можно назвать правильными, потому что они помогли бы России продвинуться на пути модернизации. Но всё зависело бы от исполнения, которого так и не последовало.

5. Проанализируйте политическое развитие России в 1905-1914 гг., составьте хронику событий и назовите главные тенденции развития страны в указанный период.

Хроника:

9 января 1905 года – Кровавое воскресенье и фактическое начало революции;

17 октября 1905 года – дарование знаменитого манифеста об ограничении монархии;

3 июня 1907 года – фактически государственный переворот со стороны правительства, завершивший революцию;

1 ноября 1907 года – начало работы Государственной думы III созыва, избранной в соответствии с новым законом и полностью лояльной правительству;

1909 год – выход сборника «Вехи», который ознаменовал идейное поражение революции и призыв к обществу и особенно к интеллигенции раскаиваться в своём бунтарстве;

5 сентября 1911 года – убийство Петра Аркадьевича Столыпина;

4 апреля 1912 года – вызвавший масштабные антиправительственные демонстрации так называемый Ленский расстрел (подавление войсками выступления рабочих на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на реках Витиме и Олёкме (притоках Лены));

Ноябрь 1912 года – массовые антиправительственные демонстрации, приуроченные к похоронам Л. Н. Толстого;

15 ноября 1912 года – начало работы Государственной думы IV созыва;

1 августа 1914 года – вступление России в Первую мировую войну.

Тенденции:

Таким образом, главной тенденцией было нарастание революции в 1905 году и последующий её спад. После 1907 года случались отдельные рецидивы, но они скорее были автошоками. В целом так называемая думская монархия становилась всё более стабильной, хотя экономические основания для недовольства народа были устранены столыпинскими реформами лишь частично, после чего незавершённые реформы стали постепенно сворачивать.