Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

§22. Александр III: особенности внутренней политики

Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.

Устав 1863 года значительно расширял автономию университетов. В частности, ректора избирало собрание университета, деканов – собрания факультетов, а попечителю учебного округа отводилась довольно скромная роль с небольшими полномочиями.

Вопросы к §22. Александр III: особенности внутренней политики

1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?

Новый император был убеждённым и искренним сторонником самодержавия, потому не принимал никаких либеральных реформ политической системы. Главным вдохновителем его внутренней политики был такой же убеждённый монархист Константин Петрович Победоносцев.

Однако именно потому, что теория официальной народности была искренним убеждением Александра III, он не следовал ей слепо во всех сферах жизни страны (искренняя убеждённость обычно трезвая, а не слепая). В экономике претворялись в жизнь многие либеральные идеи. Император их одобрял, потому что политическую сферу они не затрагивали, а только укрепляли Россию финансово.

2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?

Под контрреформами понимаются меры, которые не отменяли прежние реформы, а сводили на нет или значительно корректировали их результаты.

3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?

Возможности лишь по своему усмотрению:

  • издавать особые постановления;
  • наказывать штрафом или арестом до 3 месяцев;
  • выдворять за пределы губернии подозрительных лиц;
  • запрещать народные собрания;
  • приостанавливать деятельность земств;
  • закрывать торговые и промышленные заведения.
4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?

Земские начальники были потомственными дворянами. Их назначал министр внутренних дел. По этим причинам они в большинстве своём представляли интересы бюрократического аппарата, а также дворянства. Таким образом, частично восстанавливался контроль дворян над крестьянами.

5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём говорилось в «циркуляре о кухаркиных детях»?

Основные законодательные акты:

  • 1884 год – новый университетский устав;
  • 1886 год – закрытие Высших женских курсов;
  • 1887 год – циркуляр о кухаркиных детях, который предписывал не принимать в гимназии детей, чьи родители были низкого звания (служили кучерами, лакеями, прачками, мелкими лавочниками и т. п.) – часто именно такие студенты, образованные, но без возможности карьерного роста в отсутствии протекции родителей или их друзей, пополняли ряды революционеров.
6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?

Попечительская политика проявлялась в отмене временнообязанного положения, снижении выкупных платежей, отмене подушной подати, создании Крестьянского банка и переселении крестьян на малозаселённые земли. То есть Александр III старался быть тем самым добрым к народу царём, на которого крестьяне всегда надеялись.

7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?

Система рабочего законодательства стала складываться в 1880-е – 1890-е года (начиная с указа 1882 года, который ограничивал детский труд). Система представляла собой ряд указов, за выполнением которых следили государственные чиновники. Она контролировала некоторые аспекты взаимоотношений рабочих и их нанимателей, защищая интересы первых. Однако ни о каком участии в этом контроле самих рабочих речи не шло.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. В чём вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?

Главных отличия два. Во-первых, Александр II метался между консерваторами и либералами. Он начал правление с реформ, потом отступил от этого курса, в конце жизни, возможно снова хотел их возобновить, хотя сложно сказать наверняка, насколько он прислушивался к Лорис-Меликову.

Правление Александра III в этом смысле было гораздо более целостным (правда, и длилось оно почти вдвое меньше) – полностью консервативным, наполненным контрреформами и гораздо более эффективными, чем при его отце мерами по охране порядка (нельзя забывать, что народовольцы именно при Александре III были разгромлены, а новая террористическая организация появилась уже только при Николае II).

Ну, и второе отличие более очевидно. При Александр II были проведены масштабные реформы, которые способствовали политической модернизации, при Александр III – соответствующие контрреформы, которые серьёзно скорректировали результаты предыдущих преобразований.

2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?

Они отличались ступенью образования (первые давали среднее, вторые – начальное образование), соответственно, набором предметов и уровнем их преподавания. Кроме того, гимназия была менее доступна из-за платы за обучение и циркуляра о кухаркиных детях.

3. Каково значение рабочего законодательства?

Рабочее законодательство впервые в России ограничило произвол владельцев предприятий. Также оно было частью попечительской политики. Эта политика в целом должна была усилить доверие народа к монарху и таким образом укрепить самодержавие.

4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.
Устав 1863 года Устав 1884 года
Ректор избирался собранием университета Ректор назначался министром народного просвещения
Деканы избирались собранием факультетов на 3 года Деканы назначались попечителем учебного округа сроком на 4 года
У попечителя учебного округа относительно скромная роль наблюдателя Значительное повышение роли попечителя учебного округа
5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX в. Подготовьте презентацию для одноклассников.
6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.

Дмитрий Андреевич Толстой, родившийся в 1823 году, принадлежал к графскому роду потомков знаменитого дипломата и сподвижника Петра I, но относился к небогатой его ветви. К тому же, он рано потерял отца. Закончил Императорский Царскосельский лицей, но состояние и положение в обществе получил только благодаря женитьбе в 1853 году на Софье, дочери Дмитрия Гавриловича Бибикова (в этом же году ставшего министром внутренних дел) и влиятельной при дворе статс-дамы Софьи Сергеевны урождённой Кушниковой.

По воспоминаниям современников Дмитрий Андреевич недолюбливал тестя, а тёщу просто ненавидел и не хотел про неё ничего слышать. Но это воспоминания относятся к более позднему времени. А вначале вероятно именно связи родителей жены позволили ему продвинуться по карьерной лестнице. Иначе как объяснить, что в возрасте 38 лет он уже стал сенатором – довольно рано для Российской империи.

Наверняка в период своего возвышения Толстой был консерватором, иначе в «мрачное семилетие» он не удостоился бы руки дочери видного государственного деятеля. Однако после смены власти резко переменил взгляды. Дмитрий Гаврилович Бибиков со смертью Николая I ушёл со всех постов, его зять не просто продолжал служить, а пришёлся, как говориться, ко двору. В 1865 году его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 — ещё и министром народного просвещения.

На этих постах Толстой показал себя как убеждённый реформатор. При нём действовал новый университетский устав, был открыт целый ряд высших учебных заведений, включая высшие женские курсы и даже Варшавский университет (несмотря на недавнее польское восстание).

Однако когда государственная политика приобрела несколько консервативный характер, министр снова приспособился. К примеру, он провёл в 1871 году реформу гимназий, при которой реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, выпускники которых по-прежнему не имели доступа в университеты.

В таком же умеренно-консервативном ключе в 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 — положение о начальных училищах. Сложно сказать, с какими соображениями императора была связана отставка Толстого, но своих постов он лишился в 1880 году.

Однако при новом императоре граф опять стал министром, теперь уже внутренних дел. Теперь он претворял в жизнь полностью консервативную политику контрреформ Александра III. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены на возвышение дворянства, регламентацию крестьянского быта и преобразование местного управления и самоуправления ради роста влияния назначаемых сверху чиновников.

Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати была существенно ограничена временными правилами 1882 года.

Министром граф служил до самой смерти в 1889 году.

Дмитрий Андреевич Толстой был эффективным реализатором идей императоров, но, похоже, не имел собственных убеждений и склонялся то к либерализму, то к консерватизму в зависимости от того, каковы были настроения наверху. Для него всегда высшей ценностью оставалась карьера.

По воспоминаниям он даже отказался от любимой им девушки ради брака с дочерью Бибикова. Именно такие люди добивались успеха в бюрократической машине Российской империи – не имеющие своего мнения и потому тем полнее исполнявшие распоряжение начальства.