Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

§ 15. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Вопрос к IV пункту. Вспомните основные указы, касающиеся крестьян, изданные в правления Александра I и Николая I.

Александром I издан в 1803 году Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии (больше известный под именем Указа о вольных хлебопашцах), а Николаем I – Указ об обязанных крестьянах, по сути почти не отличавшийся от предыдущего.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Объясните суть процесса индустриализации.

Индустриализация – это процесс перехода от ручного труда в мастерских и на мануфактурах к машинному производству на заводах и фабриках.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. В чём состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

Особенности:

– в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;

– Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;

– промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки, потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;

– в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.

Ограничивали масштабы:

– сохранение сословной структуры общества, включая крепостное право;

– сохранение сельской общины;

– неразвитость путей сообщения, включая плохое состояние дорог;

– незаинтересованность правительства в модернизации.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

Причины:

– возраставший экспорт, особенно экспорт хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, рост которого тормозила отсталость сельского хозяйства в России;

– возросшее предложение станков и снижение их цены благодаря индустриализации в Великобритании и других промышленно развитых странах;

– пример европейских стран и их успехов.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Какие предпосылки для осуществлении буржуазных реформ сложились в России в середине XIX в.?

Предпосылки:

– начавшийся промышленный переворот;

– заметное для всех падение эффективности помещичьего хозяйства (количество заложенных имений росло);

– неконкурентноспособность на мировом рынке без того немногочисленных русских промышленных товаров;

– Крымская война, которая наглядно показала отсталость страны.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Основываясь на тексте параграфа, выпишите в тетрадь перечисленные предпосылки отмены крепостного права.

Предпосылки:

– обсуждение крестьянского вопроса в начале столетия открыто, а потом в конце правления Александра I, а также при Николае I – в тайных комитетах;

– призывы к отмене крепостного права со стороны общественного движения;

– падение доходов помещиков, что показывало неэффективность использования крепостных;

– Крымская война, наглядно показавшая отсталость России.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, почему XIX век стал веком европейских революций?

Революции основывались в основном на идеях Просвещения, а также на примере Великой французской революции. Последняя произошла в конце XVIII века, потому следующее за ней столетие стало веком революции. Кроме того, сыграли определённую роль начавшиеся процессы модернизации и связанная с этим перестройка структуры общества.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. В конце 1850-х гг. и консерваторы, и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?

Справедливости ради следует отметить, что далеко не все консерваторы выступали за отмену крепостного права. Те, кто это делал, понимали экономическую выгоду такого шага. Либеральная же идея обязательно предполагала свободу граждан, а значит отмену крепостного права.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. По чему крестьянский вопрос был одной из главных проблем рассматриваемого периода?

Во-первых, крепостные крестьяне составляли большинство населения империи, а вместе с государственными – абсолютное большинство.

Во-вторых, именно благодаря такой их численности данный вопрос был ключевым для экономического развития страны, так как мешал образованию свободного рынка рабочей силы.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Подготовьте тезисы к дискуссии на тему «Почему отменить крепостное право не удалось ни Александру I, ни Николаю I, хотя в период их правления действовали секретные комитеты, обсуждавшие проекты реформ?».

Тезисы, иллюстрирующие возможную позицию в ходе дискуссии:

– Александр I просто в силу своих либеральных взглядов хотел отменить крепостное право;

– Николай I также думал об отмене крепостного права, но по экономическим соображениям;

– Николай I не собирался учитывать мнение общественного движения, с которым боролся, но во многом именно оно убедило царя, а также наследника престола, что в крепостном право (а не в сохранении сельской общины и сословной структуры общества в целом) корень отсталости России;

– уже первые робкие попытки реформ со стороны Александра I вызвали резкое противодействие и широкий масс помещиков, и таких передовых людей как Николай Карамзин;

– даже после Крымской войны, когда сама необходимость отмены крепостного права была всем очевидна, каждая «уступка» крестьянам вызывала яростное сопротивление дворянства – можно себе представить, к чему привела бы реформа до Крымской войны, когда такая необходимость была очевидна далеко не всем.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Подготовите доклад, посвященный техническим открытиям середины XIX в. в России (на примере одного или нескольких изобретений). Выясните информацию об авторах этих изобретений.

Система братьев Шапп на практике показала, насколько полезной может оказаться быстрая передача информация на большие расстояния. Потому если большинство подобных изобретений XVII-XVIII веков оказывались не востребованными, то в XIX развернулось настоящее соревнование за создание системы с таким же функционалом, но более дешёвой.

Большинству было понятно, что система должна использовать электричество, которое именно тогда перестало быть просто развлечением лабораторий (исксственной молнией) и непознанной силой и начало использоваться в различных практических целях. В разных странах разными изобретателями создавались различные системы. Большинство было основано на стрелках, которые благодаря явлению электромагнитизма указывали на нужную букву.

В этом же ключе работал и телеграф Павла Львовича Шиллинга. Он был изобретателем из семьи прибалтийских немцев, поколениями служивших России, сделал неплохую карьеру. Служил и в армии (начинал как офицер, позже участвовал в Отечественной войне 1812 года), и на гражданской службе (в частности служил в русской дипломатической миссии в Мюнхене).

Кроме службы Павел Львович интересовался науками: в конце 1828 года был избран в члены-корреспонденты Петербургской академии наук по специальности восточной литературы и искусства, участвовал в научной экспедиции в Восточную Сибирь (1830-1832), собрал ценную коллекцию тибето-монгольских литературных памятников.

Также он пытался с помощью своего пытливого ума решить целый ряд прикладный проблем, в направлении, которое могло бы быть полезным государству. Например, изобрёл биграмный шифр. Двузначное буквенные сочетание (латыница) составляют лексикон (цифирь) биграммного шифра, кодовым обозначением служит здесь двух-, трёх-, или четырёхзначные числа «взятые по два раза каждое для переменной передачи буквенных биграмм то одним, то другим числом». Внешне биграммный шифр представлял собой наборно-разборную таблицу, наклеенную на коленкор, при которой имелась инструкция по пользованию шифром. Буквенные сочетания лексикона могли быть русскими или французскими, могли быть и двойные русско-французские «цифири». Разрабатывал Шиллинг и проблемы использования электричества и предложил ещё в 1812 году метод электрического подрыва мин.

Биграмные шифры в работы с электричеством изобретатель соединил в своём телеграфе, который собрал в в 1832 году с помощью механика И. А. Швейкина. Оператор получал с помощью показаний стрелок код, который расшифровывал с помощью специальной таблицы. Это не представляло большой сложности, ведь телеграф братье Шапп также передавал коды, которые расшифровывали с помощью специальной книги. Но распространение вначале получали телеграфы, где стрелки указывали непосредственно на буквы, а только позже в обиход вошла специальная азбука Морзе, позволившая совсем отказаться от стрелок. Кроме того, телеграф требовал относительно сложной системы передачи данных из многих проводов. При прокладке линии на большие расстояния это было существенным недостатком, преимущество получили системы с одним проводом и изменяемой силой тока.

Дорабатывать конструкцию и исправлять недостатки Шиллинг не стал. И не только потому, что умер всего через пять лет после изобретения телеграфа. Просто это работа была для него не единственной и, насколько можно судить, далеко не главной.