1. С помощью учебника допиши определения.
1) Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления сторон горизонта.
2) Компас – это прибор для определения сторон горизонта.
2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь ориентироваться на местности.
Уметь ориентироваться на местности надо для того, чтобы в любой ситуации легко определять свое местонахождение и чтобы найти путь в нужном направлении. Ориентироваться на местности можно по карте, по компасу, по местным приметам (солнцу, луне, звездам, деревьям).
3. Практическая работа «Учимся ориентироваться по компасу».
Цель работы: освоить приёмы ориентирования по компасу.
Оборудование: компас, таблички с названиями основных сторон горизонта.Ход работы:
1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка в учебнике изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.
2) Прочитайте в учебнике инструкцию «Как пользоваться компасом». Выполните все действия по инструкции и определите основные стороны горизонта.
3) По результатам определения расставьте в классе таблички с названиями основных сторон горизонта.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
Я хорошо справился с работой. Цель достигнута.
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4. Серёжа и Надя решили научиться ориентироваться по солнцу.
1) В 7 часов утра они вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди – В, сзади – З, слева – С, справа – Ю.
2) В полдень ребята снова вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди – Ю, сзади – С, слева – В, справа – З.
3) В 7 часов вечера ребята в третий раз вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди – З, сзади – В, слева – Ю, справа – С.
Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.
5. Нарисуй, по каким природным признакам можно определить стороны горизонта.
6. Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути.
Подумай, как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратного пути.