Рубрики
Учебник по истории нового времени Юдовская 7 класс

Подведем итоги. Вопросы после 3 главы

Вопрос 1. Подумайте, почему XVIII в. называют эпохой Просвещения.

XVIII в. называют эпохой Просвещения, потому что это время развития научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. В Англии и Франции в это время мыслители разрабатывают идеи равенства и свободы людей, отрицают старые феодальные пережитки.

Вопрос 2. Обсудите с одноклассниками, какие идеи просветителей выдержали проверку временем, а какие нет. Свою точку зрения докажите.

Многие из идей просветителей выдержали проверку временем. Прежде всего, это идеи равенства людей, идеи прав человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. В политической сфере принцип разделения властей остается самым прогрессивным и используется в развитых государствах. Не выдержали проверку временем идеи о всеобщем первобытном счастье людей, существовавшем, якобы, из-за отсутствия частной собственности

Вопрос 3. Подумайте, какие изменения произошли в развитии экономической жизни Англии во второй половине XVIII в. и какие это имело последствия для различных слоёв населения и для страны в целом.

В экономической жизни Англии во второй половине XVIII в. произошли грандиозные перемены. Произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным. В это же время в стране происходил промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих. К концу XVIII в. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.

Вопрос 4. Как вы думаете, что дало основание американцу в середине XVIII в. писать своим родным в Англию: «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два года назад и с тех пор ни разу не заплатил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином*?

Американец так писал, потому что на американской земле не было лендлордов, сюда приезжали, в основном, бедные слои населения, поэтому не было сословного неравенства, не было дворян, перед которыми надо было снимать шапку в поклоне. Налогов тоже было меньше, чем в странах Европы.

Вопрос 5. Укажите, какие положения Декларации независимости и Конституции США написаны под влиянием идей Просвещения.

Декларация независимости и Конституция США были написаны под влиянием идей Просвещения. Конституция закрепляла республиканский строй, предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти. Законодательная и исполнительная власть была выборной. Декларация независимости утверждала, что все люди сотворены равными и все они обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вопрос 6. Сравните причины английских революций, революции в английских колониях в Америке и Великой французской революции. Выделите общие черты и различия.

Сравнение причин революций.

Английская революция Революция в английских колониях В Америке Великая Французская революция
Отличие Религиозный конфликт: католики – протестанты. Политический конфликт: король – парламент. Политический конфликт: колонии требовали представительства в парламенте и распространение английской конституции на территорию колоний. Экономический конфликт: Англия тормозила развитие хозяйства колоний. Социальный конфликт: феодальные пережитки в деревне, сохранение сословий, бедность третьего сословия. Экономические проблемы: засуха, голод, долги, дефицит бюджета, бедность.

Вопрос 7. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдётся без злодеяний и слёз*. Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможность быстрого и бескровного разрешения всех противоречий? Оправдались ли его надежды? Свою точку зрения обоснуйте.

Мирное провозглашение Учредительного собрания как органа власти и отмена абсолютизма дали Мирабо основания быть уверенным, что образованные люди в эпоху просвещения могут решить противоречия цивилизованно, без кровопролития. Его надежды не оправдались, революция свершилась с большой кровью.

Вопрос 8. В чём вы видите источники и причины террора во время Великой французской революции? Какое воздействие оказывала политика террора на французское общество? Ф. Энгельс писал в 1870 г.: «Террор – это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые для собственного успокоения людьми, которые сами напуганы*. Прокомментируйте это суждение.

Причиной террора стало стремление якобинцев «спасти республику», избавившись от всех реальных (мятежники, роялисты) и мнимых (всех кто критиковал, был недоволен и не согласен с действиями новой власти) врагов республики. Источником террора стали санкюлоты – парижская беднота, которая требовала кардинальных преобразований.

Энгельс хотел сказать, что террор, по своей сути, совершают только те люди, которые кого-то или чего-то боятся, а якобинцы боялись потерять власть.

Вопрос 9*. Французский историк Франсуа Фюре писал: «Старая Франция была королевством подданных, новая стала нацией граждан*. Напишите эссе на эту тему и проведите его презентацию.

Франция до революции представляла собой абсолютную монархию. Во главе государства стоял монарх, чья власть была ничем и никем не ограниченной. Власть монарха была божественной по своей природе, дарованной самим Господом и освященной церковью. Поэтому все жители государства были его подданными, которые должны были подчиняться королю всегда и во всем. Это не означало, что монарх был тираном и деспотом. Он отвечал за своих подданных перед богом, как отец отвечает за своих детей. В то же время это означало, что подданные обязаны беспрекословно подчиняться своему отцу. Такое положение вещей, которое было естественным в эпоху средневековья, когда человек мыслил исключительно в рамках религиозного сознания, было в порядке вещей. Однако в эпоху Нового времени эта идея стала подвергаться сомнению. Гуманисты и просветители заставили совершенно иначе посмотреть на человека, его место в этом мире и в государстве. Просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали совершенно новую концепцию происхождения государства и власти. Не Бог даровал власть монарху, сделав ее неприкасаемой для подданных, но сами люди, объединившись, добровольно создали общество и государство для его защиты. Люди сами выбрали для себя власть в лице монарха, а значит, если она вдруг переставали их устраивать, если монарх не соблюдал им же установленные законы, то он терял право на власть. Это и произошло сначала в Нидерландах, потом в Англии, когда англичане судили своего короля за тиранию и нарушение законов королевства, в североамериканских колониях, где жители отказались подчиняться королю-тирану, отказывавшемуся соблюдать их права, а затем и во Франции. В силу различных экономических, социальных и политических причины в стране произошла революция. Многие надеялись, что король прислушается к воле своих подданных, однако этого не произошло. В стране была установлена республика, в которой каждый гражданин получил право участвовать в управлении государством. Из беспрекословных подданных французы превратились в граждан, которые обладали правами и обязанностями в новом государстве, и от выбора которых теперь зависело направление развития их страна. Это произошло не сразу, человек не может из подданного, привыкшего, что все решают за него, вдруг стать гражданином, осознающим всю ответственность за свой выбор и за свои действия. Французам предстояло первым в Европе научиться быть нацией граждан, чьему примеру позже последуют остальные народы Европы.