Рубрики
Учебник по истории нового времени Юдовская 7 класс

Подведем итоги. Вопросы после 2 главы

Вопрос 1. Установив в 1653 г. протекторат, Кромвель сказал: «Я вынужден был взять на себя обязанности полицейского». Как вы понимаете это высказывание?

Это высказывание можно понять так, что Кромвель был вынужден бороться с недовольными его режимом, сторонниками монархии, которые поднимали мятежи.

Вопрос 2. Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».

Людовик XIV сказал так про О. Кромвеля, потому что тот смог достичь такой власти, которой не было ни у одного абсолютного монарха в Европе.

Вопрос 3. Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам*.

Слова Дж. Свифта связаны с переходом от феодализма (феод-земля, то есть владение землей) к капитализму (капитал). Земля стала лишь средством производства, но которая без вложения капитала (денег) не могла обеспечить прибыль в условиях зарождавшегося капитализма, в то время как капитал (деньги) позволяли участвовать в любом предпринимательском деле.

Вопрос 4. Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции. «Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…» Согласны ли вы с его суждением?

Да, согласны. Притеснение и унижение народа, совершаемое властью, порождают недовольство, которое становится еще сильнее при требовании от народа слепой покорности. Если власть не понимает ситуации или не хочет изменить ее, сгладив общественные противоречия, тогда недовольство “вырывается”, рождая революцию (восстание, бунт). Уровень насилия будет уже зависеть от свирепости и невежества народа. В цивилизованном обществе революционные изменения могут происходить “малой кровью”, но чем более невежественен и “дремуч” народ, тем безжалостнее будут его действия.

Вопрос 5. Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?

Своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии нашли теории Томаса Гоббса и Джона Локка. Томас Гоббс сформулировал теорию общественного договора, по которой государство образовалось в результате соглашения между людьми, а значит именно народ обладает верховной властью в государстве. Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии

Вопрос 6. Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVII–XVIII вв.

Главные противоречия между странами в XVII–XVIII вв.: религиозные (борьба между католическими и протестантскими странами), династические (борьба за утверждение династических прав в странах, в которых пресеклись свои династии), территориальные (борьба за изменение европейских границ) и колониальные (борьба за колонии).

Вопрос 7. Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?

Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений, т.к. изменилось положение ключевых европейских стран, установился баланс сил, вместо религиозных стали преобладать национальные интересы в политике европейских государств, идет создание военно-политических союзов европейских государств, которые в какой-то мере предотвращает вспышки новых войн, ключевым средством взаимоотношений между государствами становится дипломатия.