Рубрики
Учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов, Иванова

Параграф §9. Мастерство работника

Вспомним

1. Какой труд можно назвать простым, а какой — сложным? Как оценивается труд человека?

Простой труд — труд, не требующий специальной подготовки, неквалифицированный труд, «которому может быть обучен каждый средний индивидуум».

Сложный труд — труд работника, обладающего определенной специальной подготовкой, квалифицированный труд. По сравнению с простым трудом сложный труд в единицу времени создает стоимость большей величины, выступая, таким образом, помноженным или возведенным в степень простым трудом. Товар может быть результатом труда высокой степени сложности, но благодаря стоимости он приравнивается к продукту простого труда, так как сам представляет собою лишь большее или меньшее количество этого простого труда.

Труд оценивается в денежном эквиваленте. Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь.

Обсудим вместе

1. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?

Показатели эффективности использования труда (персонала):

— темп роста производительности труда;

— доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

— абсолютное и относительное высвобождение работников;

— коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

— трудоемкость единицы продукции;

— зарплатоемкость единицы продукции.

Каждый из нас, так или иначе, мечтает об успехе. Успешным человек может быть для себя или в глазах окружающих. Для начала нужно поверить в себя, обрести уверенность и надежду на светлое будущее. Существует несколько универсальных советов для роста профессионализма: интерес к работе, внимание к деталям, широкий взгляд на проблему, чтение, наблюдение, общение с коллегами.

?Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.

Антонио Страдивари

Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой. Эволюция Страдивари показывает постепенное освобождение от влияния учителя и стремление к созданию нового типа скрипки, отличающейся тембровым богатством и мощным звучанием. До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки, но потом перешел к изготовлению более крупных инструментов. Типичная страдивариевская ‘удлиненная скрипка’ имеет 363 мм в длину. Затем мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, — так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты. К позднему периоду принадлежат также лучшие виолончели Страдивари. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей; до нашего времени дошло примерно 600. Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.

?Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются друг с другом.

Слесарь — лекальщик, слесарь — инструментальщик, слесарь – сборщик, агроном, химик, физик, архитектор.

Проверим себя

1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».

Квалификация — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

Квалификация (трудовые отношения) — степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.

Специалист высокой квалификации – это мастерство или умения кого-то человека заниматься той или иной деятельностью. Примеры: высококвалифицированный специалист: врач, адвокат, нотариус.

Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.

2. Из чего складывается мастерство работника?

Прежде всего нужно получить профессиональные знания. Каждый вид труда требует особых знаний. Сегодня их можно приобрести в училищах, колледжах, институтах, университетах, академиях. Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний и тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.

Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями и навыками. Формирование их начинается ещё в семье, затем продолжается в школе. В период получения профессионального образования они пополняются и совершенствуются под руководством наставников во время учебно-производственной практики. Однако подлинное умение приобретается только в результате длительного самостоятельного труда. Мастерство неотделимо от личного опыта.

Кроме этого, чтобы стать, например, художником, поэтом, инженером, конструктором, учёным, надо иметь особые способности.

Чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд.

3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?

Это говорит о том, что работа уникальна, потому что действительно делалась вручную и такого же изделия нет. Похожие есть, а точной копии не найти.

4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.

  1. Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты, при котором учитывается, как трудился работник и сколько он сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.
  2. Сложность труда и уровень квалификации. Чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.
  3. Условия труда. На некоторых тяжёлых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтёры.
  4. Социальная значимость труда. Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу. Государство стремится поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.
  5. Степень риска. Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (лётчик-испытатель, космонавт), в других — вложенными в дело деньгами.
  6. Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы, актёры.

5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?

Знания и коммуникабельность – основа успеха в поиске работы.

В классе и дома

1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.

Малоквалифицированный труд – труд, не требующий обучения. Дворник, уборщица, промоутер, кассир. Высококвалифицированный труд – труд, требующий образования. Доктора, учителя, банкир.

2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?

Это связано с переходом от плановой экономике к капиталистической. Начал развиваться бизнес и потребность в бухгалтерах была высокой, а людям которые были уволены с заводов и фабрик необходимо было обеспечивать себя средствами на жизнь.

3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

Привлечение квалифицированного персонала в компанию. Повышение статуса компании на рынке. Проведение рекламной акции.

5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?

Да, приходилось. Они переучивались с технического образования на экономическое.