Рубрики
Учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов, Иванова

Параграф §14. Экономика семьи

Вспомним

1. Что такое семейное хозяйство?

Семейное хозяйство (домохозяйство) — объединение людей, связанных совместным бытом и проживанием в одном месте. Может состоять из одного лица; включать прислугу. Согласно рекомендациям ООН для переписи населения, это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого люди обеспечивают себя пищей и всем необходимым. Обычно рассматривается как потребительская ячейка, однако существенным является и выработка единой стратегии в сфере предложения труда. Существенным признаком домохозяйства является объединение доходов.

?Каковы принципы «домашней экономии» А. Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.

Важнейшие принципы «домашней экономии» Болотова заключались в элементарном планировании бюджета, а именно: он завел регулярные записки, переписывал все замышляемые дела, старые дела, сопоставлял их со своим достатком и выбирал главные. Иными словами, он тщательно планировал «семейный бюджет», рационально (лимитировано) тратил свои денежные средства и правильно делил семейные расходы на обязательные и произвольные.

Проверим себя

1. Из чего состоит имущество семьи?

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи — это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы. Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний.

2. Из чего складываются доходы семьи?

Доход семьи — это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал?

Семейный бюджет — предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время — обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

Бюджет — это расчет/роспись предполагаемых доходов и расходов на определенный срок. Он позволяет планировать определенные действия, контролировать расходы. Для государства бюджет утверждается законодательно, т. к. при этом учитываются поступаемые налоги и контролируются расходы на всех уровнях исполнительной власти. Бюджет потребительский – это баланс доходов и расходов семьи или отдельного человека. Он характеризует уровень их жизни, позволяет определять свои расходы и соизмерять их со своими доходами, чтобы не иметь долгов. Для предприятия/организации бюджет также необходим, чтобы обеспечить баланс своих доходов и расходов и не допустить банкротства.

В классе и дома

1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?

Этот доход является фиксированным, так как родители получают заработную плату. Так же есть дополнительный доход являющийся переменным, он не связан с основной деятельностью.

2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.

Эти затраты можно отнести к произвольным расходам. Произвольные расходы связаны с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.

Действительно, раньше мужчина считался главой семьи, он был кормильцем и добытчиком, все решения принимал единолично, все были обязаны уважать его и подчиняться ему. Женщина должна была заниматься исключительно хозяйством и воспитанием детей. Сейчас времена изменились. Поскольку женщина работает наравне с мужчиной, следовательно, права у них одинаковые. Поэтому сейчас главным в доме может быть и мужчина и женщина.

5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 — из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 — из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.

Здесь, однозначно, главный мужчина, он слишком много претензий предъявляет своей жене. Количество ссор можно было бы избежать, если бы они одинаково выполняли свои обязанности и уважали друг друга.

6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.

В современном обществе это носит характер взаимной договоренности. Потому что и женщины и мужчины работают. Если жена больше занята и соответственно зарабатывает – часть обязанностей берет муж. В патриархальном обществе деление было более заметным, но варьировалось по регионам.

7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред — Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни.

Мачеха наносила вред своим дочерям. Золушка каждый день работает по дому и для неё труд это обычное дело, а дочки мачехи никогда не трудились они ничего не делали, только отдыхали и развлекались. Это огромный минус для девушек.

8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.

А.«Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию».

Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор… В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».

В.«У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба… у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин… высушенными рыбами и всякой овощью… наготовлено было на запас всякого дерева и посуды… Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни… и всё, что ни попадалось ему… тащил к себе».

Хозяйство было заброшено у всех. Они не вели его рационально.