Рубрики
Учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов, Иванова

Параграф §12. Обмен, торговля, реклама

Вспомним

1. Что создаётся трудом? Как влияет на экономику разделение труда? Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики — натуральное хозяйство или товарное?

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Разделение труда в производстве — это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций.

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

  • Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций.
  • Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями.

Товарное хозяйство в большей степени отвечает требованиям экономики. Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Обсудим вместе

1. Как ты относишься к поговорке «Не обманешь — не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли — продавец или покупатель?

Негативно. Необходимо всегда честно предоставлять свои услуги или продукт. Обмен не всегда бывает справедливым и равным, во многих случаях цена оказывается завышенной или товар не соответствует заявленному качеству. От торговли выигрывают оба, продавец получает деньги за проданную продукцию, а покупатель – необходимую ему вещь.

Проверим себя

1. Как обмен решает задачи экономики?

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку не нужно всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больший объём разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен важной стороной экономической деятельности.

2. Что необходимо для выгодного обмена?

Сначала надо произвести экономическое благо, а потом предложить его к продаже, т. е. сделать его товаром. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие продукты.

3. Зачем люди и страны торгуют?

Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и их непосредственных потребителей, людей и предприятия в единое хозяйство страны. Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить большее количество благ. Торговля помогает людям удовлетворять их растущие потребности, развивать деловую активность, накапливать богатства. Современные торговые организации постоянно ищут способы всё большего удовлетворения запросов потребителей.

4. Почему торговлю считают источником экономического благополучия страны?

Торговля всегда являлась важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Ограничение торговли — тормоз экономического развития. Торговля — это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона. Страна специализируется на производстве того товара, в котором имеет сравнительное преимущество. В результате, совершая обмен с другой страной, страна получает больше благ, чем смогла бы произвести сама, не используя специализацию.

5. Для чего нужна реклама товаров и услуг?

Реклама — информация б потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

Производители и продавцы товаров затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают специальные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарные знаки. В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители.

В классе и дома

1. Используя знания по курсу истории и материал параграфа, подготовь устный ответ, доказывающий, что появление купечества было значительным событием в развитии цивилизации.

В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года.

Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».

3. Попробуй объяснить значение правила, которым руководствовались русские купцы: «Уговор дороже денег».

Если слово дано, то его надо обязательно сдержать и не важно какие обстоятельства возникли на следующий день или через минуту. Уговор — дороже денег, поэтому даже если выполнение данного опрометчиво обещания грозит вам финансовыми убытками, все-таки нельзя отказываться от своего слова. В древности понятия данного слова было равнозначно понятию чести, и человек нарушивший обещание считался обесчещенным.

4. Какое из действий можно назвать бартерной сделкой? Фермер выгодно продал выращенный урожай капусты, затратив на это всего один день.

Два производителя стройматериалов обменялись партиями товаров, не потратив при этом ни одного рубля.

Продавец перезревших персиков был вынужден продать их оптом и по более низкой цене.

Два производителя стройматериалов обменялись партиями товаров, не потратив при этом ни одного рубля.

5. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «обмен». Найди и укажи термин, выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию. Торговля, реклама, налог, товар, бартер, деньги.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

6. Объясни значение русских пословиц: «Хорошо дёшево не бывает», «Цена по товару, а товар по цене», «Дорожиться — товар залежится, продешевить — барышей не нажить».

Хорошо дешево не бывает. Любая хорошо сделанная вещь — это много времени, усилий и мастерства. А эти качества стоят дорого, т. к. ими обладают не все. Оттого и хорошая вещь стоит дорого.

Цена по товару, и товар по цене. Здесь говорится о двойственной природе цены (в современных терминах ее равенство предельной полезности и предельным затратам). Цена по товару – т. е. цена зависит от качества товара, его полезности. Товар по цене — значит, что качество товара зависит от цены через издержки и затраты на производство.

Дорожиться — товар залежится, продешевить — барышей не нажить. Много запросишь – никто не возьмет, а если продашь задёшево, останешься ни с чем.

7. Фирма, организовавшая производство нового вида зубной пасты для детей, предложила тебе в свободное от учёбы время стать рекламным агентом. Подготовь и предложи фирме план рекламной акции.

Хотите, чтобы чистка зубов для вашего ребёнка стало настоящим удовольствием, а зубки блистали белизной? Покупайте новую детскую зубную пасту с разными вкусами. И ваш ребёнок ни за что не откажется чистить зубки.

Возьмите щетку, нашей пасты тюбик — и будет чист молочный зубик! Если почистить вам зубы не лень — улыбка как солнышко будет весь день!