Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

Национальная и религиозная политика Александра III

Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение или презентацию об Иоанне Кронштадском. Рассмотрите его человеческие качества и религиозные взгляды, обстоятельства его жизни.

Иоанн Кронштадский родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Был старшим из 6 детей в семье (трое из которых умерли в младенчестве). Происходил из духовного сословия: его предки были священниками на протяжении, как минимум 350 лет, хотя отец так и не был рукоположен, всю жизнь прослужив дьяком.

Иоанн как лучший ученик Архангельской духовной семинарии завершал образование в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1855 году. Он женился на дочери настоятеля Андреевского собора Кронштадта Елизавете, потому вскоре стал священником именно этого прихода.

Кроме того, он преподавал Закон Божий в местной гимназии. Собственных детей у супругов не было. По официальной версии церковной истории они «приняли на себя подвиг девства». В 1894 году он стал настоятелем Андреевского собора.

Проповеди Иоанна отличались особой страстностью, часто он просто плакал на них. Кроме того, с самого начала своего служения он занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют.

Вопреки принятой тогда в российской церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таинств (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, перед Великим постом).

Именно деятельность отца Иоанна принесла ему известность. С 1870-х годов его имя постепенно появляется в столичных газетах. В 1880-х он стал весьма почитаем в народе. Порой на нём буквально рвали одежду, считая, что и её лоскутки обладают святостью. Императорский двор не мог не считаться с народной славой. Так настоятель Андреевского собора причащал умиравшего Александра III, принимал участие в литургии по случаю коронации Николая II.

Иоанн был явным консерватором, стоял у истоков Союза русского народа (крайне правой общественной организации). Но не выступал в пользу консерватизма слишком оголтело. Так в совместном с епископом Волынским Антонием «Слове о кишинёвских событиях» осудил еврейский погром в этом городе 1903 года, но в написанном в этом же году письме «христианам г. Кишинёва» утверждал: «в погроме виноваты преимущественно сами евреи».

Скончался на 80-м году жизни в 1908 году после трёх лет мучительной болезни мочевого пузыря, похоронен в крипте Иоанновского монастыря на Карповке. Канонизирован в 1964 году Русской православной церковью за границей, в 1990 году канонизация подтверждена и Русской православной церковью.

Вопрос к пункту 3.

Вспомните, что такое униатская церковь.

Униатская церковь была создана в Речи Посполитой в результате Берестейской унии в 1596 году. Она подчинялась папе римскому, но имела богослужения, напоминавшие православные. После присоединения территории её распространения к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой приходское духовенство подчинилось Правительствующему синоду этой империи, в то время как монашеский орден базилиан сохранял верность папе римскому. В 1830-е году в рамках русификации униатская церковь ряда губерний была объединена с православной.

Вопросы к параграфу Национальная и религиозная политика Александра III. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. Что являлось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880-1890-е гг.?

Важнейшим приоритетом была лояльность национальных окраин. В большинстве случаев это означало попытки их русификации и в целом унификации с исконно русскими губерниями, но были и исключения, вроде неспокойного Северного Кавказа.

Вопрос к параграфу №. Расскажите о политике властей в Польше, Финляндии, Прибалтике в 1880-1890-е гг.

Во всех этих странах происходили попытки русификации.

В Польше русский язык вводился как основном в административных учреждения, учебных заведениях и даже на железных дорогах и на вывесках. Ликвидировалась любая польская автономия, включая собственную польскую монету и Варшавский банк.

В Прибалтике политика властей была направлена против немецкого влияния (несмотря на то, что прибалтийские немцы столетиями верно служили России).

В Финляндии и то ограничивалась автономия, урезались права сейма, распускались местные вооружённые формирования, всё больше распространялся русский язык в качестве официального.

3. Дайте оценку деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода.

Победоносцев был эффективным руководителем. Он добивался поставленных перед собой целей, подбирая для этого нужных людей. Он следил за канонической деятельностью церкви, положению дел в духовных учебных заведениях. Однако общая его политика была чересчур консервативной и стала органичной частью курса контрреформ.

4. Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии?

В этим регионах общество сочетало черты феодальные и дофеодальные клановые. В таких условиях у народных движений должны быть вожди из числа знати, без них, как правило, никто не поднимется на борьбу. Потому лояльность знати обеспечивала и лояльность региона в целом.

5. Каковы были особенности политики христианизации народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока в конце XIX в.? В чём её отличие от политики предшествующих периодов?

В этот период проходило окончательное приобщение этих народов к цивилизации и встраивание в русскую сословную (уже условно сословную) и административную систему. Проходило это как и ранее через христианизацию и просвещение. Но в отличии от предшествующих эпох в христианизировали те народы специально подготовленные миссионеры из числа самих местных жителей, прошедшие особые учебные заведения, где обучение начиналось на родных для них языках, и лишь продолжалось на русском и церковно-славянском.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Как связан общий курс внутренней политики Александра III с его политикой по отношению к так называемым национальным окраинам империи? Аргументируйте свой ответ.

Общий курс государственной политики был направлен на борьбу с любой смутой и укрепление самодержавия в свете теории официальной народности. Политика в национальных окраинах имела ту же направленность.

Прежде всего, она была направлена на предотвращение восстаний. Потому власть относилась очень лояльно к знати Северного Кавказа и Средней Азии. К тому же теория официальной народности не предполагает федеративного деления империи, потому проводилась унификация и русификация тех национальных окраин, где в результате такой политики не ждали восстаний.

2. Почему Синод в 1880-е гг. уделял большое внимание духовным учебным заведениям?

Синод беспокоило распространение атеизма среди молодёжи, потому он уделял большое внимание её воспитанию. Кроме того, подавляющее большинство революционеров выходило именно из студентов, реже – гимназистов. Потому синод внимательно присматривался даже к светским учебным заведениям, тем более – к духовным.

3. Подготовьте сообщение о деятельности одного из исследователей Средней Азии, упомянутых в параграфе.

Детство Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (тогда просто Семёнова) прошло в родовом имении Рязанка. Его отец отставной капитан лейб-гвардии и драматург умер в 1832 году, когда Петру (младшему из трёх сыновей) было всего пять лет. Будущий учёный воспитывался матерью. Уже в детстве у мальчика проявился интерес к географии и ботанике.

До 15 лет получал домашнее образование, после чего поступил в Николаевское кавалерийское училище. Но в армию не пошёл, вместо этого в 1849 году закончил Санкт-Петербургский университет и стал членом Императорского Русского географического общества, работе в котором посвятил оставшуюся жизнь. Завершал образование в Берлинском университете, где был знаком со знаменитым Александром Гумбольтом.

Русское географическое общество в то время посылало экспедиции не только в далёкие уголки России, не исследованы оказывались даже густо населённые её губернии. Так первая экспедиция Семёнова проходила из Санкт-Петербурга в Москву через Новгород, была направлена на исследование растительного мира.

С самого начала своей карьеры учёный увлекался Азией. В 1856 году он издал первый том перевода книги Карла Риттера «Землеведения Азии» и тогда же отправился в свою знаменитую экспедицию. В течение двух лет Семёнов посетил Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль, первым из европейских путешественников проник в Тянь-Шань и первым посетил высочайшую горную группу — Хан-Тенгри.

На Иссык-Куле Семёнов искал упомянутый на каталанской карте христианский монастырь, отождествляемый в настоящее время с археологическим комплексом в Ак-Булуне. В это время им были собраны богатые коллекции по естественной истории и геологии страны. Императорским указом 23 ноября 1906 года за заслуги в открытии и первом исследовании горной страны Тянь-Шань к фамилии учёного «с нисходящим потомством» была присоединена приставка Тян-Шанский.

Собранные материалы учёный потом обрабатывал, издавал и переиздавал с дополнениями много лет. А параллельно с научной работой занимался государственной службой. За годы жизни он состоял на огромной числе должностей. Был заведующим делами Редакционных комиссий (при подготовке крестьянской реформы 1861 года), членом и заведующим делами Особой комиссии при Министерстве финансов для начертания проекта положения об акцизе с питей в империи, членом от Министерства внутренних дел в Комиссии для пересмотра Европейского таможенного тарифа, членом Комитета по устройству быта евреев, членом Комиссии для пересмотра действующей раскладки налогов с недвижимого имущества в городах, посадах и местечках и т. д.

За годы работы в государственных органах учёный дослужился до чина действительного тайного советника. Это чин II класса в Табели о рангах, не всякий министр обладал им, особенно в начале исполнения должности. В 1903 году, к примеру, во всей империи насчитывалось всего 99 действительных тайных советников. За свою жизнь Семёнов-Тян-Шанский был награждён различными орденами, медалями и знаками отличия России, Швеции, Греции, Абиссинии и других государств 35 раз.

Главным за исключением науки поприщем Семёнова было статистическое ведомство. В 1864 году его назначили директором центрального статистического комитета, которым пробыл 16 лет, а в 1875 году – председателем статистического совета, во главе которого он стоял до 1897 года. Именно по его инициативе была проведена первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года.

Однако в начале сообщения не зря было сказано, что всю жизнь Семёнов посвятил Русскому географическому обществу. Несмотря на активную государственную деятельность и обработку материалов Тян-Шанского путешествия, но не прекращал совершать новые экспедиции. Так в 1888 году совершил поездку по Закаспийской области и Туркестану, результатом чего были обширные энтомологические коллекции.

Работал также как автор и переводчик научных изданий. Продолжая редактировать издание «Азии» Риттера, в 1894 и 1895 годах выпустил два обширных тома, составляющих громадное дополнение или в сущности совершенно новый труд по географическому описанию Забайкалья, в котором самому Семёнову принадлежит немалая доля. В 1895 году написал 3-томную «Историю полувековой деятельности географического общества» по случаю полувекового юбилея общества.

Кроме прочего, Семёнов-Тян-Шанский был неутомимым коллекционером, причём не только во время экспедиций. В своём имении он собрал коллекцию живописи фламандский мастеров XVI-XVII веков, вторую по полноте в Европе, которую завещал Эрмитажу.

Великий учёный и государственный деятель умер 26 февраля (11 марта) 1914 года в возрасте 87 лет. Из его 7 детей пятеро стали известными учёными.

4. Сделайте презентацию, рассказ об одном из культовых сооружений буддистов, которое существовало в конце XIX в. в России.

Презентацию можно скачать ►здесь

5. Соберите в Интернете материалы о жизни мусульман России в конце XIX в. Напишите в тетради эссе на тему «Мусульмане и православные — две веры, один народ».

Прежде всего, нужно сказать, что мусульмане в России не были едины. Они составляли несколько отдельных групп, живших в разных районах огромной страны.

Многие мусульмане жили в России уже долго. Волжские татары, к примеру, были завоёваны ещё в XVI веке. Такие «традиционные» мусульмане хорошо вписались в российскую систему. На этих землях жило русское или русифицированное дворянство. Города, особенно большие, мало отличались от таковых в остальной империи. Тот же Лобачевский в Казанском университете (центре татарских земель) не встречался ни с какими национальными особенностями.

Тем не менее, на протяжении веков христианизация и русификация этих земель не была насильственной, потому в деревнях сохранился самобытный ислам. Сохранился он частично и в городах. Но веками приспосабливаясь к жизни в России, местные духовные лидеры не призывали не только к сопротивлению императору, но даже не возмущались господством интересов православия в государственной политике.

Земли Средней Азии были только что присоединены к России. Приход цивилизации туда сопровождался попытками распространения туда православия и через проповеди среди местных жителей, и через приток поселенцев из центральных районов России.

Православие пользовалось поддержкой на государственном уровне, потому само введение российской администрации давало ему преимущество. Однако обращение в православие не было насильственным, потому за относительно недолгое время, оставшееся до революции, местная этническая и религиозная культура практически не пострадали. Гораздо больший удар исламу на этих землях нанесла уже советская власть.

Особое отношение было к мусульманам Кавказа. После долгой и кровопролитной войны им разрешили сохранить традиционный образ жизни, включая и исламское вероисповедание, требуя лишь лояльности. Местной администрации предписывалось не задевать горскую гордость, что означало и уважением к мусульманским традициям, хотя формально здесь были точно такие же губернии, как и по всей России, без намёка на автономию.