Рубрики
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

§46. Устройство Римской республики

Вспомните, когда и кем было отменено долговое рабство в Афинах

В 594 году до н.э. в древних Афинах архонтом-эпонимом был избран Солон. Он отменил долговое рабство.

Объясните значение слов

  • Марсово поле — так называлась часть Рима на левом берегу реки Тибр, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. Со времени изгнания Тарквиниев здесь происходили военные и гражданские собрания. Как место военных упражнений, поле посвящено было древнеримскому богу Марсу, который имел в его центре свой алтарь.
  • Форум — центральная площадь Древнего Рима, образованная прилегающими зданиями. Первоначально на Форуме размещался рынок, позже на ней проводились Народные собрания и она приобрела политические функции.
  • Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима времен поздней республики и империи. В легионе Рима состояло от 2 до 10 тыс. (в более поздние периоды 4,320) пехотинцев и нескольких сотен всадников. Каждый легион имел свой номер и название. По сохранившимся письменным источникам идентифицировано примерно 50 различных легионов.

Проверьте себя

1. Как происходили выборы консулов в Риме?

Раз в год в один из летних дней на Марсовом поле, широкой равнине за городскими стенами, собирались граждане Рима. Они должны были выбрать новых консулов. Приносились жертвы богами, поднимался красный флаг, знак того, что Риму не грозит вторжение, из города выходили действующие правители. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Таблички опускались в особую корзину. После подсчета голосов раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей. Консулом мог стать любой гражданин Рима, и богатый и бедный. Но поскольку денег за исполнение обязанностей на выборной должности не платили, как правило консулами становились богатые граждане из патрициев и плебеев.

2. В чём состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?

Оба консула обладали равной властью. Они проводили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы. Каждый из них имел право отменить распоряжение другого, поэтому консулы должны были принимать коллегиальные решения. Во время военного похода, один консул командовал войском, второй находился в городе. В случае опасной ситуации оба консула попеременно командовали войском.

3. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?

Со временем, порядок пополнения Сената, менялся. Количество сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек. Теперь в него входили не только старшины родов патрициев, но и бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все сенаторы пожизненно становились членами Сената.

Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал план ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторы также могли исполнять судебные функции. Сенат не отчитывался ни перед кем в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

4. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?

Консулы после года службы автоматически без выборов становились членами Сената. Поэтому, консулы старались не идти против воли большинства в Сенате, поскольку потом сенаторы бы не простили бывшим консулам такое самовольство.

5. Какие меры наказания и поощрения применя­лись в римском войске?

Римская армия славилась своей дисциплиной, которая поддерживалась суровыми наказаниями. Если воины проявили трусость во время боя, то после боя воинов отряда выстраивали в шеренгу и каждого десятого по жребию казнили. Если часовой засыпал на посту, его насмерть забивали камнями. Храбрость же в римском войске поощрялась. Отличившиеся получали увеличенную долю военной добычи и награждались почетным оружием. А тому, кто первым взобрался на стены вражеской крепости, давали венок с изображение зубчатой стены.

Опишите рисунок

Опишите рисунок «Построение легиона» (с. 225). Как строился легион перед боем? Как он действовал в бою?

Обычно римский легион использовал построение манипул в три линии. Манипулы располагались в шахматном порядке. Первую линию занимали тяжеловооруженные гастаты. Вторую — принципы. В третьей линии стояли манипулы самых опытных бойцов — триариев. Впереди легиона находилась в рассыпном строе легкая пехота — велиты, чья задача перед столкновением легиона обрушить на врага ливень из метательных дротиков, камней, стрел, а затем отойти под защиту легиона. Фланги легиона защищала конница. Шахматный порядок — ранняя структура построения легиона. После II века до н. э. преобладает сплошное построение, без разрывов.

Вооружение римского легионера состояло из двух метательных пилумов (легкого и тяжелого), короткого обоюдоострого меча гладиуса и большого прямоугольно щита. В боевом построении манипулы двигались по направлению к неприятелю. В зависимости от конкретной обстановки, легион мог образовать необходимый для атаки сплошной строй, либо сомкнув манипулы первой линии, либо вдвинув манипулы второй линии в интервалы между манипулами первой. Манипулы триариев обычно пускались в ход лишь тогда, когда ситуация становилась критической, обычно же исход боя решался двумя первыми линиями. Легионеры, оказавшись в 10–15 м от врага, обрушивали на него град копий-пилумов и, выхватив мечи, начинали рукопашный бой. Пилум имел длинный наконечник из мягкого металла и утяжеленную рукоятку. Несколько пилумов, впившись в щит вражеского воина, тянули своим весом щит вниз, и воин оставался без защиты перед короткими мечами римлян.

Подготовьте сообщение

Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме. (По учебнику и ресурсам Интернета.) 

Одежда римлян

Традиционная одежда древних римлян была заимствована у греков — греческий хитон, преобразился в римскую тунику, а греческий плащ-гиматий, стал римской тогой. Короткая рубашка туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась. Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Поверх туники мужчины носили тоги. Тога — это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров) эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом). Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов.

Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

  • Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.
  • Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.
  • Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок так же была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни. Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Гадания в Риме

В Риме суеверия, вера в сверхъестественное, знамения, чудеса, уважение к гадателям были распространены не меньше, чем в Греции. В глазах римлян всякому бедствию предшествует какое-либо неблагоприятное знамение, будь то дождь из камней, таинственные голоса или внезапное падение статуи. Убеждение это сохранялось в народе веками. Вера в гадания составляла неотъемлемую часть и официальной религиозности.

Древнейшим и едва ли не самым важным для римлян видом гадания были ауспиции — наблюдения за полетом вещих птиц. Откликались римляне и на все чудесные, необыкновенные явления: внеурочный разлив реки, падение метеорита, всевозможные таинственные звуки, которым давали самое фантастическое истолкование. Верили римляне и в вещие сны, и в приметы — добрые и дурные, и в возможность простейшими действиями предотвратить несчастье.

В Риме заниматься гаданиями, наблюдать и толковать знамения мог кто ни попадя: в частных, семейных делах — отец семейства, глава дома или его управляющий, в делах государственных — соответствующее должностное лицо. Независимо от этого были и жрецы-гадатели: авгуры и гаруспики.

Гаруспики гадали по внутренностям жертвенных животных: они внимательно исследовали сердце, легкие, но более всего печень. Если гаруспики обнаруживали при изучении внутренностей животного нечто благоприятное, то они трижды обходили с ними вокруг алтаря, на котором сжигали жертвенный пирог. И все же гаруспики не пользовались в Риме таким почетом и авторитетом, как жрецы-авгуры, ведь в гаданиях по внутренностям животных слишком многое зависело от неких особых знаний, которыми, как считалось, обладали одни только гаруспики, поэтому их толкования знаков казались римлянам произвольными и не всегда достоверными.

Совершенно иным было положение в римском обществе авгуров, гадавших по полету птиц. Еще со времен царя Нумы Помпилия авгуры образовывали коллегию, число членов которой постоянно росло. Стать авгуром мог каждый гражданин, кого авгуры принимали в свои ряды; этот жреческий сан давался пожизненно. Авгуры не руководили и сами не совершали жертвоприношений, не исполняли и других жреческих обязанностей, кроме одной — следить за священными, вещими птицами, за их полетом, криками и т. п. На освященном традицией месте на Капитолийском холме авгур очерчивал определенное замкнутое пространство для ауспиций в форме квадрата, ориентированного по сторонам света: две линии проводились с востока на запад и две — с юга на север. На обозначенном месте ставили шатер, так, чтобы вход в него был обращен на юг. Авгур усаживался перед входом в шатер, очерчивал соответствующее пространство своим посохом и на небе и ждал появления птиц. Весь обряд совершался в полной тишине, в безусловном священном молчании. Полет птиц с левой стороны от авгура рассматривался как добрый знак, появление же птиц с правой, западной стороны предвещало нечто неблагоприятное. Если ауспиции проходили в связи с какой-либо заранее намеченной акцией (народное собрание, решение государственных дел, военная экспедиция) и гадание оказывалось неблагоприятным, акцию откладывали, чтобы в установленный срок вновь прибегнуть к ауспициям. Нетрудно догадаться, что во многих случаях исход политической борьбы или личных интриг зависел от авгуров.

Весьма распространенной формой гадания было наблюдение за поведением священных цыплят в то время, как они клевали корм. Такое гадание также входило в компетенцию авгуров-птицегадателей; их помощники приносили клетки с цыплятами и насыпали им зерна. Если птенцы охотно принимались клевать, это считалось добрым знаком; если же не проявляли большого интереса к еде, исход гадания оказывался неблагоприятным. Понятно, что и здесь многое зависело от самих авгуров, которые могли следовать своим личным или политическим пристрастиям.

Подумайте

В чём преимущество построения легиона в бою сравнитель­но с македонской фалангой?

Изучая различные битвы римского легиона против македонской фаланги можно сделать однозначный вывод — римский легион ни разу не смог пробить фалангу македонского типа при лобовом столкновении. Однако все битвы против македонцев, а впоследствии и сирийцев (у них тоже была фаланга по македонскому типу) были выиграны. Почему и за счет чего? В этих битвах римский легион продемонстрировал одну из своих самых сильных сторон — дисциплину и тактическую маневренность. Дело в том, что македонская фаланга, непробиваемая в лобовой атаке, крайне малоподвижна и уязвима с флангов и тыла. Именно быстрое маневрирование легиона на поле боя и удары во фланг и тыл заставляли строй фаланги распадаться, фалангистам приходилось вступать в заведомо проигрышный бой на коротких мечах. Поэтому главное преимущество построения легиона в бою сравнительно с македонской фалангой — разделение на манипулы, каждая из которых может действовать слаженно и самостоятельно, маневрируя по полю битвы.

Обычно римский легион использовал построение манипул в три линии. Манипулы располагались в шахматном порядке. Первую линию занимали тяжеловооруженные гастаты. Вторую — принципы. В третьей линии стояли манипулы самых опытных бойцов — триариев. Впереди легиона находилась в рассыпном строе легкая пехота — велиты, чья задача перед столкновением легиона обрушить на врага ливень из метательных дротиков, камней, стрел, а затем отойти под защиту легиона. Фланги легиона защищала конница.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие предания и легенды древних римлян вам запом­нились?

Самым известным преданием, конечно же является легенда об основании Рима братьями Ромулом и Ремом. Она повествует об их чудесном рождении, естественно, не обошлось без божественного вмешательства бога войны Марса, попытке их убийства и спасении с помощью волчицы, накормившей их своим молоком, и пастухом, который нашел их и вырастил. Возмужав, браться вернули власть своему деду. Но сами они решили построить новый город. В процессе создания Рима между братьями разгорелся спор, в результате которого Рем был убит.

В числе главных преданий можно назвать мифологическую поэму Виргилия «Энеида», в которой он связал рождение римской цивилизации с троянским царским родом. В своей поэме Виргилий описал путешествие бежавшего после разгрома Трои родственника царя Приама Энея, который со спутниками прибыл в Италию и породнился с царским родом племени латинов, которые в свою очередь пошли от Латина, внука Одиссея, связав таким образом эллинские корни и божественное предначертание особой роли Рима в мире.

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам. Наиболее популярными мифами считаются.

  • Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
  • Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
  • Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
  • Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою преданность Риму.
  • Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.

В чём сходство между устройством Римской республи­ки и Афинского полиса при Перикле? В чём различия (опорные слова: принятие законов, оплата должностей, роль сената)?

Устройство Римской республики и Афинского полиса во многом похожи. И в Древнем Риме, и в Древних Афинах государственный строй назывался демократическим, источником всей власти был народ — граждане, обладающие избирательным правом. Но на деле существовали большие различия в системах управления. Если в Афинах действительно граждане активно участвовали в принятии законов и управлении государством, то в системе управления Римом существовали признаки как народовластия, так и власти олигархов и даже признаки монархии. Развитые органы государственного управления должны были соблюдать строгие принципы разделения полномочий. Ни один оган управления не мог представлять римский народ в целом. В этом были не только необходимые гарантии от узурпации власти, но и требование «действовать с народом». Наличие взаимных сдержек разных государственных органов было в римском праве гарантией реализации народной воли. При этом благо народа признавалось высшим законом и высшим принципом организации власти.

Принятие законов. Законы в Афинском полисе и Римской республике принимались на Народном собрании.

  • В Древних Афинах любой гражданин мог стать инициатором закона, который обсуждался и разрабатывался в Совете 500 и выносился для утверждения на Народное собрание.
  • В Древнем Риме инициаторами законов могли выступать только консулы или народные трибуны, разработкой законов занимался Сенат, то есть те люди, которые как считалось в этом хоть что-то соображают.  Затем повестка Народного собрания утверждалась в Сенате, а консулы должны были объявить сбор Народного собрания. На собрании граждане принимали закон, но его еще должны были утвердить в Сенате.

Выборные должности. И в Древнем Риме и в Афинском полисе существовали выборные должности.

  • В Афинах — высшими выборными должностями являлись стратеги, подотчетные Народному собранию.
  • В Риме — консулы. Эта должность тоже была коллегиальной, поскольку консулов всегда было двое. Для принятия какого-либо решения, они должны были согласовывать его друг с другом, поскольку каждый из них мог заблокировать решение другого. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали Сенат и Народные собрания (комиции), председательствовали в них, назначали диктаторов и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах Сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.
  • В Римской республике за исполнение выборных обязанностей не существовало какой-либо платы, поэтому зачастую такие должности занимали люди обеспеченные. В Афинах платили за исполнение таких обязанностей и занять общественные должности, а следовательно, принимать непосредственное участие в управлении государством мог каждый.

Народные собрания. В Римской республике и Афинском полисе существовали Народные собрания, но их роль и значение были разными.

  • В Афинах Народное собрание являлось высшим органом власти, принимающим законы, избирающим стратегов и кандидатов на прочие выборные должности, контролирующим финансовые расходы, решающим важные вопросы жизни полиса, войны и мира.
  • В Древнем Риме роль Народных собраний была не такой значительной. Граждане на таких собраниях избирали и как бы делегировали свою власть различным исполнительным органам, а те в свою очередь должны были как бы советоваться с народом по важным решениям.

Коллегиальные органы управления. В Афинах и в Риме существовали коллегиальные органы управления.

  • Сенат в Древнем Риме — собрание «лучших людей», призванных руководить всей общиной. Сенат формировался главным образом из тех, кто своей прежней деятельностью доказал умение руководить народом — то есть из бывших должностных лиц, военачальников и т.д., а также отвечал высокому имущественному цензу. Позднее звание сенатора стало наследственным, связывалось с соблюдением определенных правовых ограничении и, по существу, стало не только государственно-политическим чином, но и сословным обозначением. Сенат считался как бы «опекуном» римского народа и потому обладал некоторыми императивными полномочиями: мог не утвердить принятый собранием закон (но сам принять закон права не имел), представлял республику во внешних сношениях, заведовал государственной казной, контролировал деятельность должностных лиц. Однако влияния на выбор должностных лиц, т.е. в конечном счете, на свой собственный состав, Сенат не имел.
  • В отличие от Сената в Древнем Риме, коллегиальные органы управления в Афинах не имели такой власти. Роль совета архонтов со временем только уменьшалась, а Совет 500 был лишь рабочим органом Народного собрания, в котором разрабатывались законы.