Рубрики
Учебник по истории средних веков Агибалова 6 класс

§ 7. Культура Византии

Вопрос 1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

Ответ. Учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Прежде всего, школы готовили чиновников. Кроме того, обычный человек продавал и покупал самые разные товары, заключал письменные договоры. И, конечно, хороший подданный обязан быть истинно верующим православным. Именно по этому в школах изучали такие предметы.

Вопрос 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

Ответ. Науки:

1) математика;

2) астрономия;

3) астрология;

4) механика;

5) медицина;

6) химия;

7) география;

8) история;

9) особенно хорошо развивалось богословие, постоянно спорили разные направления христианства и богословие было нужно для того, чтобы православие выходило победителем из этих споров, а также для того, чтобы отличать истинное православие от ересей.

Вопрос 3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?

Ответ. Храмы древних греков в основном были небольшими. Бог там жил, но религиозные церемонии проводили в основном снаружи. Потому древние греки и украшали свои храмы в основном снаружи. Христианские службы проводятся внутри храма, потому внутри убранство наиболее пышное, внутри нужно поражать воображение людей.

Вопрос 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

Ответ. Строительство Софийского собора, план:

1) разрушение церквей Константинополя в ходе восстания «Ника» в 532 году;

2) в этом же 532 году Юстиниан приглашает лучших архитекторов Исидора Милетского и Анфимия Тралльского;

3) выбор названия для храма;

4) общий план храма (квадрат с куполом в центре);

5) размеры и высота храма;

6) материалы, которые использовались при строительстве (особенно материалы колонн);

7) украшение храма фреска, мозаика, золотом и дорогими сортами камня;

8) купол – его площадь, тонкие опоры (слепящее солнце не давало их увидеть и верующим казалось, что купол подвешен на золотой цепи, которая спускается с неба);

9) математические знания, которые были нужны, чтобы построить храм и особенно купол.

Вопрос 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?

Ответ. Мозаика создаётся на стене из цветных кусочков; фреска создаётся также на стене, но не объёмными кусочками, а красками; икона создаётся также красками, но не на стене, а на деревянной основе. Вот более подробные определения.

1) Мозаика – это изображение на стене любого жанра, которая делая, приклеивая к стене разноцветные камешки, кусочки смальты, керамическую плитку или другие материалы. Мозаики обычно большие, занимают большую часть стену или всю её.

2) Фреска – одни из видов росписи стен. Для того, чтобы её создать, рисуют краской на сырой штукатурке. Когда штукатурка высыхает, она закрепляет краску.

3) Икона – в христианстве изображение на религиозную тему на деревянной основе. Для того, чтобы, чтобы её создать доску (обычно липовую) покрывают специальной грунтовкой (левкасом), а сверху наносят краски.

Вопрос 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Ответ. Византия оставалась главной наследницей знаний древних римлян и греков. С помощью контактов другие народы получили эти знания и передавали их с помощью других контактов следующим. Так европейцы основную часть знаний античности получили от арабов, а те их узнали от византийцев, на завоёванных ими византийских землях.