Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

§ 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг

Вопрос к пункту 2.

Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.

Речь Посполитая перестала существовать в результате III раздела в 1795 году.

Вопросы для работы с текстом § 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815—1825 гг.

1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?

Либерально настроенная часть дворянства надеялась на реформы как на награду за все его усилия. Крестьяне надеялись на ослабление крепостного гнёта. Но большинство дворянства посчитали победу доказательством правильности самодержавной модели: Россия одержала верх без существенных преобразований благодаря совершенству своей системы государственного устройства.

Из-за такого положения дел новые реформы, в отличие от преобразований первых лет правления, Александр I готовил втайне.

2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором?

Потому в этой конституции реализовавылись такие либеральные нормы как свобода личности и слова, парламент, избираемый населением (пусть и не всем, а только шляхтой и городами) и др. – всё то, что относительно коренных русских земель существовало только в виде проектов, но так и не было реализовано.

3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России?

Для Александра I конституция Царства Польского была именно экспериментом: на её примере он хотел понять, какое действие окажет принятие общеимперской конституции. Он увидел то, чего и ожидали – документ вызвал рост сепаратизма и революционных идей.

Бывшие граждане Речи Посполитой, не успевшие забыть о независимости этого государства, хотели возвращения этой независимости. Но император решил, что появление тайных обществ и иной рост сопротивления – естественное следствие принятия конституции, потому не стал её даровать России в целом.

4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.?

Причины отказа от реформ:

  • возросшая религиозность императора;
  • влияние ближайших советников и особенно Алексея Андреевича Аракчеева;
  • возросшее сопротивление консерваторов в целом и опасность заговоров консерваторов в гвардии;
  • движение в Царстве Польском за дальнейшие реформы.
5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I несколько изменила систему управления и привела её к тому виду, в котором она в основном существовала до революции 1905 года (пережив и Великие реформы). Однако потенциальные возможности были гораздо больше.

Преобразования Сперанского могли обеспечить мягкую постепенную модернизацию, которая в итоге помогла бы избежать и Крымской войны и революций. Вместо этого возможности не были реализованы. Не удались и многие другие реформы, вроде попыток решить проблему крепостного права. Но другие, такие как реформа системы образования, дали долгосрочные положительные результаты.

Между тем консервативное окончание царствования стало подготовкой к реакционному правлению Николая I, в результате которого Россия существенно отстала от передовых стран.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. В нём проявлялись колебания императора Александра I во внутренней политике? Какими причинами они были вызваны?

После Отечественной войны проекты реформ уже не предавались гласности, они разрабатывались секретно. Самые либеральные из преобразований проводились на окраинах империи.

Частично причиной таких колебаний было опасение заговоров. Но сложно представить, чтобы императора, который был символом победы над Наполеоном, попытались свергнуть. Главным виновником была всё больше возраставшая религиозность самого Александра I.

Остальная Европа приняла этот тезис. Все сторонники реформ стали считаться в определённой степени безбожниками, а реакционизм стал непременным довеском к вере в Господа. Такие представления были распространены как среди либералов, так и среди консерваторов.

Александр I также был подвержен этому заблуждению. Между тем под влияние Отечественной войны его религиозность возросла, ведь спасение России было явным свидетельством вмешательства Господа. Недаром созданный по инициативе России союз европейских монархов был назван именно Священным. Какое-то время император колебался, потому продолжал реформы на окраинах и разработку проектов для всего государства – так как воспитывался царь, всё-таки, на идеях либерализма.

Решающим оказалось влияние новых советников, и особенно – Алексея Андреевича Аракчеева. Они убедили в правильности реакционного курса императора, который всегда был нерешительным и нуждался в чьём-либо одобрении и поддержке своего окружения.

Немалое влияние оказал и провал «польского эксперимента». Как и утверждали консерваторы, включая и ближайших советников императора, дарование конституции вызвало требования ещё больших свобод и независимости.

То есть Александр I решил, что либералы по самой своей природе хотят всё или ничего и не успокоятся либо пока не свергнут монархию и не ввергнут страну в кровавый хаос, как это было во Франции, либо пока не будут побеждены.

2. Проанализируйте внутреннюю политику Александра I на протяжении всего периода его правления в 1801-1825 гг. Что можно отнести к либеральным, а что – к консервативным тенденциям?

К либеральной тенденции можно отнести большую часть правления вплоть до начала 1820-х годов с реформами системы образования, появлением Указа о вольных хлебопашцах, конституцией Царства Польского, автономией Великого княжества Финляндского и т. д., а также грандиозными проектами преобразований Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского.

Консервативное окончание правления – время аракчеевщины с изгнанием из министерств реформаторов, военными поселениями и т.д.

3. Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради).
Проект Сперанского Проект Новосильцева
Сохранение основной власти в руках монарха Сохранение основной власти в руках монарха, имел больше полномочий
Разделение властей Разделение властей
Создание дум на всех уровнях – как в центре, так и на местах Создание парламентов в столице и в каждом наместничестве, но не в Губерниях и более мелких административных единицах
Законодательная власть из Государственной думы и Государственного совета Законодательная власть в виде двухпалатного парламента. Похожее положение.
Гражданские права наравне с политическими для двух первых сословий Гражданские права (включавшие свободу вероисповедания, слова, неприкосновенность личности и т. д.)
Разделение всех граждан на три состояния с правом перехода из одного в другое с приобретением достаточного имущества Именование свободных сословий гражданами с прежними механизмами перехода из одного
сословия в другое
4. Какими идеями руководствовался Александр I при подготовке польской конституции? Какое значение для развития польской государственности имело дарование конституции Александром I?

Александр I руководствовался либеральными идеями, теми самыми, которые он с молодых лет хотел реализовать в России.

Конституция была в некоторых моментах прогрессивнее, чем государственный строй независимой Речи Посполитой. Так, в парламент избирались представители и от шляхты (высшего сословия), и от городов, в то время во времена независимости – только от шляхты. Однако она не даровала главного – независимости от Российской империи.

Также она не возрождала избрания монарха парламентом, которое существовало до потери независимости. Потому конституция была воспринята лишь как шаг на пути к обретению независимости. Когда следующих шагов не последовало, разразилось восстание. В результате автономия Царства Польского была значительно урезана. А когда Польша обрела независимость, основой конституции стали европейские образцы.

Потому несмотря на свою прогрессивность, на развитие государственности Польши конституция Александра I в основном не оказала никакого воздействия, лишь косвенное отрицательное – как один из катализаторов восстания, урезавшего автономию.