Рубрики
Учебник по географии 5‐6 класс Алексеев А.И.

§ 50. Биосфера — сфера жизни

Вопрос 1.Как живые организмы разместились на Земле?

Распространение живых организмов на земле зависит от климата. Жизнь размещается в биосфере очень неравномерно. Основная часть живых организмов сосредоточена на границах соприкосновения воздуха, воды и горных пород. Поэтому более густо заселена поверх-ность суши и верхние слои вод морей и океанов. Это связано с тем, что здесь наиболее благоприятные условия: много кислорода, влаги, света, питательных веществ. Толщина наиболее насыщенного организмами слоя всего несколько десятков метров. Самое большое сгущение жизни отмечается в почве — особом природном теле биосферы.

Вопрос 2. Раскройте взаимосвязь биосферы с другими оболочками Земли.

Внешние оболочки Земли — литосфера, гидросфера, атмосфера — формировались одновременно и всегда были тесно взаимосвязаны посредством обмена веществом и энергией. Для биосферы характерен непрерывный круговорот вещества и энергии. Живые организмы в ходе биологического круговорота активно взаимодействуют с веществом других оболочек Земли и изменяют его.

Вопрос 3. Почему важнейшей задачей человечества является сохранение биосферы?

Биосфера — самая уязвимая оболочка земли, человек может ее легко разрушить, но может сохранить и даже улучшить. Если разрушить биосферу — погибнет среда обитания живых организмов.

Вопрос 4. Раскройте многообразные связи человека с природой.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия. В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы.

Вопрос 5. Почему человек не может жить вне биосферы?

Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений.

Вопрос 6. Известный учёный А. Швейцер выдвинул идею «благоговения перед жизнью». Как вы понимаете слова учёного

По Швейцеру, нравственность — это призыв Бога, на который человек должен ответить, а «благоговение перед жизнью» влечет за собой сознание ответственности за весь мир и за человека.

Вопрос 7. Обсудите вместе с родителями проблему «Что мы можем сделать для сохранения биосферы?». Какие действия должны быть первоочередными и почему?

Сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, это приводит к глобальному потеплению, что в свою очередь приводит к непоправимым последствиям и изменению климата. Также нужно сократить добычу природных ресурсов, особенно тех, что находятся на грани исчезновения. Многие виды животных нужно прекратить истреблять, ведь тоже может изменить баланс всего живого на нашей планете. Чтобы сохранить биосферу, нужно строить заводы, которые не загрязняют окружающую среду, заводы по переработке мусора. Не вырубать напрасно деревья и не убивать животных.

Обобщение по теме

Вопрос 1. Чем отличается биосфера от других оболочек Земли?

Биосфера — оболочка земного шара, среда обитания живых организмов. Она охватывает верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и гидросферу. Основоположник учения о биосфере Вернадский В. И. Человек является частью биосферы и оказывает на нее значительное влияние. Главная задача — сохранение и защита биосферы, сохранить многообразие растений и животных. Важным компонентом биосферы является почва, без нее невозможно существование растений, а это необходимое условие для жизни человека и животных.