Рубрики
Учебник по истории нового времени Юдовская 8 класс

§ 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Вопрос 01. Объясните, почему первый раздел параграфа называется «Земля выбрасывает своих детей». Предложите свой вариант названия.

Ответ. Потому что так немецкий учёный Вернер Зомбарт назвал так XIX век. Он имел в виду, что люди уезжали с земли, переставали её обрабатывать, вместо этого массово переселялись в города. Раздел назван поэтически. При желании можно было назвать его более конкретно, к примеру «Ускорение темпов урбанизации в XIX веке».

Вопрос 02. Покажите на карте направления миграции населения (страны, из которых эмигрировали европейцы, и страны иммиграции).

Ответ.

Эмигрировали из Англии, Германии, Голландии, Скандинавских стран, стран Восточной и Южной Европы в Южную (Бразилия, Аргентина, Уругвай и пр. ), Северную (США, Канада, Мексика) Америки, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку.

Из перенаселенного Старого Света (Европы) люди мигрировали в молонаселенные новые для европейцев земли.

Вопрос 03. Сравните положение аристократии в XIX и XVI—XVIII вв. Чем вы можете объяснить происшедшие изменения?

Ответ. В XVI-XVIII веках в большинстве стран Европы происхождение аристократов продолжало само по себе обеспечивать им высокое положение в обществе, даже если все их имения были заложены или проданы. Это высокое положение вынуждало их жить «на широкую ногу», ещё больше разоряясь при этом. В XIX веке положение человека в обществе окончательно стало определяться его богатством, а не знатностью. Потому те аристократы, которые сохранили свои имения, продолжали держать большие дома, устраивать пиры; они принимали активное участие в политической деятельности, но уже не имели на неё монополии. Они продолжали презрительно относиться к «нуворишам», но нередко женились на девушках из их семей, чтобы поправить свои финансовые дела.

Вопрос 04. Объясните причины изменений, которые происходили в положении буржуазии.

Ответ. Буржуазия продолжала видеть смысл жизни в получении прибыли. По-прежнему отдельным её представителям удавалось сколотить баснословные состояния. Только теперь, в отличии от предыдущих эпох, это стало воспеваться, в культуре появился идеал такого человека, разбогатевшего благодаря лишь своим усилиям. Буржуазия всё активнее участвовала в управлении государствами, верхние её слои постепенно смешивались с аристократией.

Вопрос 05. Прочитайте самостоятельно разделы о положении рабочего класса (мужской его части), «фабричных» женщин и детей. Выделите особенности их положения.

Ответ. Особенности:

1) рабочий класс не был однороден (очень различалась квалификация, значит, оплата труда);

2) рабочий класс был многочисленным и постоянно увеличивался;

3) в семьях неквалифицированных рабочих дети обычно работали с раннего возраста;

4) среди женщин работали чаще всего незамужние девушки, жёны пьяниц и вдовы, добропорядочные рабочие (например, в Англии) могли обеспечить своим жёнам возможность не работать.