Рубрики
Учебник по географии 5 класс Баринова, Плешаков, Сонин

§ 27. Человек и природа

Вопрос 1. Как человек использует живую и неживую природу?

Человек использует живую природу для приготовления различных продуктов питания, например, разводит домашних животных, засеивает поля. Неживую природу человек использует для создания машин, механизмов, строительства домов, сооружений.

Вопрос 2. Почему природу нужно охранять?

Потому что человек своей деятельностью загрязняет и губит природу.

Вопрос 3. Какие мысли и чувства вызывает у вас рисунок?

Человек оказывает очень сильное влияние на природу. Осваивает практически любую местность. Но взамен он должен восполнять ту часть природу которую уничтожает: рекультивировать земли, высаживать новые деревья, использовать очистные сооружения на предприятиях.

Вопрос 4. Оказывал ли влияние древний человек на природу?

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники. Это были первые потери природы от рук человека.

Вопрос 5. Как освоил современный человек Землю?

Человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду. Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

Вопрос 6. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти. Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Вопрос 7. Какие меры принимают для охраны биосферы?

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу. Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Вопрос 8. Как вы можете помочь охране животных и растений?

Заботиться о сохранении зон обитания диких животных, подкармливать их, не мусорить, не срывать цветы, не ломать деревья и не разжигать костры.

Вопрос 9. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?

Да, в нашей местности есть заповедники и национальный парк. Они созданы для охраны редких животных, растений и природных объектов – озер и гор.

Вопрос 10. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Амурский тигр. Редкий, находящийся под угрозой исчезновения подвид, численность которого стабилизировалась на крайне низком уровне. Длина тела 160-290см, хвоста – 110. Обитатель лесной зоны. Он встречается почти повсеместно в Приморском крае и восточных районах Хабаровского края.

В апреле 2013 года численность тигров на Дальнем Востоке оценивалась в 450 особей. В зоопарках мира на 20 февраля 2007 года содержалось более 450 тигров.

Амурский тигр занесён в Красную книгу России. В апреле 2007 года эксперты Всемирного фонда дикой природы объявили, что популяция амурских тигров достигла столетнего максимума и что тигр больше не находится на грани вымирания.

Вопрос 11. Каких редких животных можно встретить в вашей местности?

Редкие животные нашей области – Летяга, Большой тушканчик, Лесной лемминг, Норка европейская.