Рубрики
Учебник по истории России 9 класс Арсентьев

§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

Вопрос к I пункту. Вспомните, что такое временнообязанное состояние крестьян.

80% суммы выкупных платежей за крестьян выплачивало государство. Эти деньги крестьянин должен был отработать в течении 49 лет, выплачивая ежегодно 6% долга (то есть в итоге должен был вернуть долг почти в тройном размере). До выплаты долга крестьянин считался временнообязанным.

Вопрос к V пункту. Вспомните, когда в России начался промышленный переворот. Какие особенности он имел?

Промышленный переворот в России начался в 1830-е годы. Он имел следующие особенности:

– в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;

– Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;

– промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;

– в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие недостатки имела Крестьянская реформа?

Недостатки:

– крестьяне лишись лучшей части обрабатываемых до реформы земель, что вскоре привело к земельному голоду;

– за землю крестьяне платили часто повинностями, то есть работали на помещика со своим инвентарём, как и до реформы, что отдаляло наступление капиталистических отношений;

– разорение помещиков значительно ускорилось;

– индустриализацию тормозило сохранение сельской общины, которая препятствовала уходу в город своих членов;

– реформа не обогатила крестьян, из-за чего они, то есть большая часть населения, продолжали вести в основном натуральное хозяйство, что снижало внутренний спрос и этим вредило экономике, тормозило индустриализацию и переход к капитализму.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Поясните, в чём заключалась взаимозависимость крестьянского и помещичьего хозяйств после Крестьянской реформы 1861 г.

Крестьяне, чаще всего, зависели от помещиков потому, что в отрезки попали необходимые для сельскохозяйственного цикла земли: они были вынуждены были их арендовать у помещика. Помещик же чаще всего продолжал использовать труд своих бывших крестьян на своих полях – большинство из них предпочитали принимать в качестве арендной платы не деньги, а работу крестьян на своих полях с собственным инвентарём (фактически барщину).

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г?

Факторы:

– сохранение временнообязанного положения крестьян;

– сохранение сельской общины, мешавшей агараной революции;

– большинство помещиков в результате реформы получили небольшие суммы, потому что с причитавшихся им денег были удержаны их долги;

– нежелание большинства помещиков даже не обременённых большими долгами на полученные за крестьянскую землю деньги организовывать интенсивное сельское хозяйство с сельскохозяйственной техникой, активным использованием удобрений и т. п.;

– малоземелие крестьян, из-за которого подавляющее их большинство просто не могло вести сельское хозяйство интенсивно, по новым технологиям;

– неразвитость машиностроительной отрасли в России, из-за чего машины для интенсивного сельского хозяйства чаще всего приходилось закупать за границей, что повышало их цену;

– отрезки, из-за которых крестьянам просто для полноценного сельскохозяйственного цикла приходилось арендовать землю;

– использование в качестве арендной платы крестьянских отработок на полях помещика со своим инвентарём, то есть фактическое сохранение феодальных пережитков;

– невежество большинства крестьян и многих помещиков, просто не знавших, что такое интенсивное сельское хозяйство, как его вести.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Сохранила ли реформа 1861 г. существование крестьянской общины?

Реформа сохранила крестьянскую общину. Государство рассматривало её как средство получить причитавшиеся ему платежей: благодаря круговой поруке. Возможно также, что реформаторы хотели благодаря общине обезопасить часть крестьян он полного разорения, заботясь об их благе. Но именно в этом разорении во многом состояла аграрная революция и в целом путь к модернизации.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Каковы были принципы общинного хозяйства?

Община распределяла земли. При этом у каждой семьи было по несколько участков в разных частях общинных земель (в низине, на возвышенности, на разных почвах). При этом участки периодически перераспределялись. Община сообща выполняла некоторые сельскохозяйственные работы. А также сообща несла ответственность, в частности, платила государству налоги. То есть, если кто-то из членов общины не был в состоянии выплатить свою часть, остальные покрывали эту недостачу. В некоторых общинах выделились так называемые кулаки – сильные хозяева. Часто на них работала большая часть деревни, но они же выплачивали за односельчан большую часть сборов. Однако даже в таких ситуациях община сохранялось и кулакам было сложно выйти из неё. Учитывая такую коллективную ответственность, община ограничивала и свободу передвижения своих членов, чтобы никто не смог от этой ответственности сбежать.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Расскажите об основных направлениях развития промышленности в пореформенное время.

Наиболее быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность, особенно хлопчатобумажная. Также большое развитие получила металлургия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №7. Каким образом железнодорожное строительство cпособствовало промышленному перевороту в России?

Прежде всего, железнодорожное сообщение улучшало транспортную ситуацию, значит облегчало подвоз сырья и вывоз готового товара.

Но кроме того, снабжение строившихся железных дорог развивало металлургию, а также машиностроение, потому что для дорог нужны были рельсы и подвижной состав, и если второе часто продолжали закупать за границей, но рельсы со временем всё чаще стали использоваться отечественные. Развивались и другие отрасли, такие как угледобывающая.

Вопрос для работы с текстом параграфа №8. Какие новые социальные слои возникли в результате промышленного переворота?

Промышленный переворот создал классы буржуазии и пролетариата.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, улучшилось или ухудшилось положение крестьян после Крестьянской реформы 1861 г.? Приведите аргументы в доказательство своей точки зрения.

Реформа ухудшила положение крестьян, потому что урезало участки большинства семей по сравнению с теми, которыми они пользовались при крепостном праве. Земля была главным средством крестьян к существованию, земельный голод стал главным бедствием, который нередко вызывал настоящий голод в случае не очень благоприятных погодных условий.

Крестьяне сразу понимали свои интересы, потому ещё в первой половине XIX века отказывались от предлагавшейся помещиками воли без земли. В середине века они были чётко уверены, что «воли без земли не бывает». Но при разработке реформы их мнения никто не спрашивал.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Объясните, почему освобождение от личной зависимости не сделало крестьян равными помещикам в имущественном отношении.

В имущественном отношении главным богатством и главным источником богатства была земля, а земля между помещиками и крестьянами была разделена далеко не поровну. Именно поэтому такой равный раздел (передача крестьянам помещичьих земель) будет главным требованием крестьян в начале ХХ века, сутью крестьянского вопроса.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какую роль в сельском хозяйстве пореформенного периода играга аренда земли? Почему в тех условиях её нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?

В Западной Европе землю арендовали для начала или расширения сельскохозяйственного производства. В аренду брали всю землю, необходимую для сельскохозяйственного цикла с конкретными целями получения прибыли, потому вели на них товарное хозяйство. В России, как правило, крестьяне вынуждены были арендовать земли, отрезанные во время реформы, которые оказывались необходимы для ведения хозяйства – сенокосы, водопои и т. д. Получалось, что арендная земля была им нужна для того, чтобы полноценно использовать собственную. Такая аренда не стимулировала капиталистических отношений. Не помогало их развитию и то, что землю арендовали не отдельные крестьяне, а целые крестьянские общины.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Какие отрасли промышленности были связаны с железно-дорожным строительством? Поясните эту связь на примерах.

С железнодорожным строительство связаны:

– металлургия (изготовление рельсов и сырья для подвижного состава);

– машиностроение (изготовление подвижного состава);

– угледобыча (топливо для паровозов, а также других отраслей промышленности).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Выясните, как происходило строительство новых железных дорог в 1860-1880-е гг. Подготовьте сообщение об одной из таких железных дорог.

Строительство Ландварово-Роменской железной дороги происходило за счёт частных средств. Это было обычной практикой в то время. Существовало Общество Ландварово-Роменской железной дороги (акционерное), но по-настоящему оно принадлежало Карлу Фёдоровичу фон Мекку, вложившему основную часть средств. Он сделал состояние именно на подобном строительстве.

Сооружение дороги началось в 1871 году. Частные подрядчики обеспечивали отсутствие казённой волокиты, потому закончить строительство удалось быстро. Дорога общей протяжённостью 638,3 версты (680,94 км) открывалась участками уже на протяжении 1873-1874 годов. Дорога шла из Вильно (современный Вильнюс) в Бахмач (в сотне с небольшим километров на юго-восток от Чернигова) через такие города как Минск, Бобруйск, Гомель и т.д.

В 1876 году дорогу объединили с Либаво-Кошедарской железной дорогой в единую Либаво-Роменскую.

Строительство проходило не без помощи государства, которое разрешало беспошлинный ввоз многих необходимых материалов. Но главное, казна гарантировала доход уже в первые годы эксплуатации дороги, хотя по объективным законам экономики первые годы не должны приносить прибыль. То есть фактически правительство платило за каждую такую дорогу, включая Ландварово-Роменскую, гораздо больше, чем она стоила своим строителям. Именно на этом и удавалось делать состояния Карлу Фёдоровичу фон Мекку и подобным ему предпринимателям.

Не удивительно, что в 1891 году все железные дороги во избежании дальнейших неоправданных расходов были выкуплены в государственную собственность.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Используя Интернет, найдитe информацию о деятельности одного из русских предпринимателей второй половины XIX в и подготовьте краткое устное сообщение.

Тимофей Саввич Морозов был младшим сыном крупного промышленника Саввы Васильевича Морозовова. Его отец прошёл невероятный по тем временам путь от крепостного крестьянина до купца I гильдии (к которой относились владельцы наибольших капиталов). Ещё в 1812 году он выкупил из крепостной зависимости себя и свою семью за огромную сумму в 17 тысяч рублей ассигнациями. Младший из детей Саввы Васильевича Тимофей родился в 1823 году, то есть уже после обретения свободы. Во многом поэтому именно ему отец и завещал своё дело – как не познавшему неволи. Старшим сыновьям он выделил лишь доли капитала.

Семья Морозовых относилась к числу старообрядческих купеческих фамилий Москвы. Целый ряд их стал подниматься именно в первой половине XIX века, после того, как давлением на старообрядцев несколько ослабло. Вполне возможно, что сдесь сыграла свою роль и помощь общины единоверцев. По этому поводу есть разные версии, определённо сказать ничего нельзя.

Тимофей Саввич стал входить в правление предприятия отца с начала 1850-х годов. В 1857-1859 годах он уже от своего имени организовал новую фабрику под Тверью. А после смерти отца в 1860 году и выделения долей братьев возглавил основное производство. Это производство представляло из себя сложный многопрофильный текстильный комбинат, занимавший площадь 372,5 десятин (чуть более 4 км2) и расположенный в Никольском, деревне Городищи и сельце Ваулове. Он объединял под одной крышей шесть главных и девять вспомогательных производств, а также собственные железнодорожные пути, соединённые со станциями Московско-Нижегородской железной дороги. Большая часть из всего этого была создана ещё в первой половине XIX века.

Новый хозяин модернизировал производство. Причём он не просто обновил станки, а организовал полный цикл производства ткани: на фабрику привозили хлопок-сырец, а вывозили конечный текстильный продукт. Также именно Тимофей Саввич одним из первых в России стал использовать именно среднеазиатский хлопок, как только эти земли были присоединены к империи.

Как руководитель Тимофей Саввич в равной степени интересовался ходом производства, качеством товара, состоянием оборудования, проблемами найма рабочей силы, заработной платой, внутренним распорядком, текущим строительством и многим другим. Но под особо пристальным наблюдением хозяина были, все же, технологический процесс и качество продукции.

Видимо, предприниматель искренне считал себя кем-то вроде отца для своих рабочих – ведь он так заболится об их благополучии. Возможно, поэтому удар с Тимофеем Саввичем случился в 1885 году именно после стачки на его предприятии. После этого он стал уходить от дел и угасать. Скончался он через 4 года на своей даче в Крыму.