Рубрики
Учебник по истории средних веков Агибалова 6 класс

§ 13. Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Вопрос 1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Ответ. С развитием сельского хозяйства урожаи стали больше, их можно было продавать и покупать то, что сделали ремесленники. К тому же орудия труда крестьян стали сложнее, там чаще использовалось железо, потому крестьяне стали нуждаться в изделиях ремесленников. Всё это помогало ремеслу развиваться.

Вопрос 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

Ответ. Многие средневековые города возникли на месте античных. После падения Западной Римской империи там стало гораздо меньше жителей, но жизнь не прекратилась совсем. Со временем урожаи стали больше, меньшее количество людей в обществе должны были непосредственно обрабатывать землю. С другой стороны, крестьянам нужны были более сложные орудия труда. В деревнях появилось больше ремесленников, начала оживать торговля. Ремесленники и торговцы стали селиться вместе, потому что так проще работать, объединяя усилия. Они стали переселяться в старые римские города. Со временем появились и новые города на пересечении торговых путей, потому что там проще было продавать то, что сделано в городе. Города строились стихийно, без первоначального плана. Главной заботой горожан в те неспокойные времена была защита, потому города обносили крепкими и высокими стенами. Чем больше человек защищает каждый участок стены, тем проще обороняться, потому больше людей стремилось селиться на меньшей площади, чтобы крепостные стены получались короче. Потому в городах были узкие кривые и тёмные улочки, дома строили 2 и даже 3-этажные (в то время как в деревнях они всегда были одноэтажными), причём второй и третий этажи нередко нависали над улицами, превращая их почти в тоннели. Канализации в городе не было, потому нечистоты стекали по канавам прямо вдоль улиц. Улицы никак не освещались. Но зато на этих улицах шла бойкая жизнь, днём там всегда было многолюдно.

Вопрос 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Ответ. Потому что почувствовали свою силу. Зависимость от сеньоров означала дополнительные повинности, каждому приходилось платить дополнительные деньги. От такой дополнительной обузы человек всегда стремиться избавиться, если чувствует, что у него есть на это силы. У городов силы были.

Вопрос 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?

Ответ. Потому что человек, который прожил в свободном городе один год и один день становился свободным от феодальной зависимости.

Вопрос 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

Ответ. С одной стороны ремесленники хотели избежать вражды между соседями – ремесленниками одной профессии внутри одного города (такая вражда была бы губительна для города). С другой – вместе легче было выдерживать конкуренцию ремесленников той же профессии из других городов. Чтобы не было конкуренции внутри цеха, цеховые уставы определяли как и сколько делать товаров. Никто не мог выделиться лучшим качеством и никто не мог сделать больше и заработать больше соседа. Но делать нужно было и не хуже, чем полагалось, иначе у цеха перестали бы покупать. Всё это и определяли уставы цехов.

Вопрос 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Ответ. Ученик был мальчиком, который смотрел на взрослых в мастерской и таким образом учился. Также он выполнял мелкие поручения, чтобы не быть бесполезным. Ученика кормили, но ничего ему не платили. Более того, хозяин мастерской получал деньги за обучение ученика (обычно от его родителей). Подмастерье уже помогал мастеру и получал небольшие деньги за это. Подмастерье становился мастером, когда цех признавал, что он к этому готов. Мастер содержал свою мастерскую, работал только на себя, ему помогали ученики и подмастерья.

Вопрос 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI—XII веках.

Ответ. Развитие сельского хозяйства произошло во многом благодаря изменениям орудий труда. Это изменения и развитие сельского хозяйства привело к тому, что ремеслом стало заниматься больше людей. Ремесленники стали переселяться в города, рост городов вызвал развитие торговли, которое вызвало новый рост городов. Окрепшие города получили свободу от феодалов, что вызвало новый рост ремесла, который вызвал новый рост торговли.