Рубрики
Учебник по истории нового времени Юдовская 7 класс

§ 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

В начале Нового времени в сознании людей произошли значительные изменения в представлениях о мире, человеке, вселенной. Этому способствовали географическое открытия, научные открытия, размышления гуманистов.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Автор высмеивает иерархов католической церкви, которых изображает с головами животных. Так папа римский изображен с головой льва, что символизирует его претензии на власть в Италии. Богословы изображены с головами животных, что призвано показать их лживость, жадность, хитрость, невежество и иные пороки.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации.

Лютеране, протестанты, спасение верой.

Вопрос 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии».

Кризис католической церкви в XV в. Недовольство церковью в обществе. Раздробленность Германии и политическая власть церкви. Появление религиозных движений.

Вопрос 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне.

В движении за реформы церкви разные группы населения преследовали свои цели:

Князья – освободится от политического вмешательства Папы Римского в германские дела, ограничить в правах императора, который свою власть опирал на авторитет церкви.

Феодалы – разделить церковные земли и богатства

Горожане – избавиться от церковных поборов, получить более дешевую церковь (многим горожанам не нравилась излишняя пышность и богатство церковных служб на латинском языке), отвечающую новому мировоззрению.

Крестьяне – избавиться от десятины и других повинностей в пользу монастырей, которые также обладали крупными феодальными владениями.

Вопрос 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой (поэтому нет нужды в самой церкви и духовенстве в качестве посредника); вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека (поэтому Лютер отрицал значимость многих церковных служб и таинств, а также роль монастырей); только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры (поэтому он выступал за перевод Библии на немецкий язык).

Вопрос 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…». Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

Высказывание «Чья страна, того и вера…» означало признание право князей на выбор вероисповедания для своего княжества. Те княжества, где князь был католик, оставалось католическим, в тех же княжествах, где князья стали протестантами, утвердилась протестантская вера (лютеранство). Подданные должны были принять веру своих правителей.

Аугсбургский религиозный мир имел огромное значение, т.к. он признал лютеранство официальной религией княжеств и установил право князей на выбор вероисповедания, что приостановило конфликт католиков и протестантов и позволило восстановить стабильность Священной Римской империи.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

Гуманизм и Реформация связаны с тем, что гуманисты поставили под сомнения церковный авторитет и церковную схоластику. Под влиянием идей гуманистов шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Строгое соблюдение прежних церковных обрядов и таинств, посещение служб на незнакомом большинству латинском языке не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней, которая больше отвечала потребностям человека Нового времени.

Вопрос 2. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии.

Идея лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоев населения, т.к. ее идеи отвечали их желаниям. Феодалы, горожане и крестьяне в призывах Лютера закрыть церкви и упразднить духовенство видели реализацию своих желаний:

– усилить свою власть (князья и император),

– заполучить церковные и монастырские земли, избавиться от власти духовенства (феодалы),

– избавиться от пышных и дорогих церковных обрядов в пользу более дешевого богослужения (буржуазия),

– избавиться от церковных поборов, уничтожить имущественное неравенство (горожане и крестьяне)

Вопрос 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии.

От Реформации князья увеличили свою власть, получив контроль над лютеранской церковью и заставив императора признать их самостоятельность, феодалы разделили церковные земли, горожане получили дешевую церковь и менее дорогостоящие церковные обряды, крестьяне потерпели поражение в борьбе против феодального угнетения.

Вопрос 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Создание лютеранской церкви имело большое значение для европейцев, т.к. новое церковное учение более соответствовало мировоззрению человека Нового времени, способствовала складыванию национальных государств.

Причина долгого существования лютеранской церкви в том, что она требует не слепой веры служителям церкви и исполнение обрядов, но более индивидуального постижения Библии общения с Богом, а значит со своим внутренним миром.