Рубрики
Учебник по географии 6 класс Т.П. Герасимова

§ 1. Открытие, изучение и преобразование Земли

Вопрос 1. Какую форму имеет Земля?

Земля имеет не идеально сферическую форму, а несколько сплюснута у полюсов. Такая форма получила название геоид.

Вопрос 2. Как древние люди представляли себе Землю?

Древние индийцы предполагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые покоятся на черепахе. Черепаха стоит на змее, которая олицетворяет собой небо и замыкает земное пространство. Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, — это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на двенадцати колоннах.

Вопрос 3. Каких путешественников и исследователей Земли вы знаете?

1) Древние: Геродот. Пифагор. Аристотель. Эратосфен. 2) Средние века: Марко Поло. Афанасий Никитин. 3) Время великих открытий: Христофор Колумб. Васко да Гама. Америго Веспучи. Меркатор. Фернан Магеллан. Абель Тасман. Семен Дежнев. Джеймс Кук. Беринг. Чириков. Крузенштерн. Лисянский. Белинсгаузен. Лазарев. 4) 19 век: Петр Семенов. Пржевальский. Гумбольдт. Ливингстон. Миклухо-Маклай.

Вопрос 4. Назовите путешественников и исследователей, упомянутых в параграфе. Подготовьте сообщение об одном из них, используя дополнительные источники информации.

Геродот, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский, Александр Гумбольдт, Георг Форстер.

Иван Фёдорович Крузенштерн (8 ноября 1770 — 12 августа 1846). Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Три года (с двенадцати лет) учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1788 году в связи с войной со Швецией досрочно выпущен из корпуса, произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Сразу после этого отличился в Гогландском сражении (1788), в 1789 году участвовал в Эландском, а в 1790 — в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте, после чего был произведён в лейтенанты.

В 1793 году послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова; ходил в Бенгальском заливе, с целью исследовать ост-индские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-Индию.

Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой Крузенштерна, с помощником капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта. Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 августа 1806 года.

Вопрос 5. Найдите сначала в тексте параграфа, а потом на карте в атласе территории, которые открывали и изучали наши соотечественники.

Антарктида, горы Тянь-Шань, озеро Иссык-Куль, река Сырдарья, Евразия, кругосветное плавание.

Вопрос 6. Составьте развёрнутый план параграфа.

План:

1. Как человек открывал Землю.

– представления людей о Земле.

– первые путешествия.

– эпоха Великих Географических открытий.

– российские путешественники.

2. Изучение Земли человеком.

3. Современная география.

– современные способы исследования Земли.

– использование географических исследований.

Вопрос 7. Приведите доказательства шарообразности Земли.

Земля имеет шарообразную форму так как: корабли, уходящие в плавание, уплывают из виду и скрываются за горизонтом; если смотреть на тень Земли на Луне, то она имеет форму круга; на Земле происходит смена дня и ночи и времён года.