Рубрики
Учебник по географии 5‐6 класс Алексеев А.И.

§ 7. Солнечный свет на земле

Вопрос 1. Сформулируйте географические следствия вращения Земли:

А. Смена дня и ночи. Б. Смена времен года.

Вопрос 2. Почему Солнце в течение года по-разному освещает Землю?

Наклон земной оси.

Вопрос 3. Как вы думаете, на экваторе день всегда равен ночи? А на полюсах такое бывает?

На экваторе день всегда равен ночи, а на полюсах такого не бывает.

Вопрос 4. Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году бывает в зените?

Экватор.

Вопрос 5. Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется:

А.

Вопрос 6. Закончите предложение: «Угол падения солнечных лучей и высота Солнца над горизонтом уменьшаются, если…»

Двигаться от экватора к полюсам.

Вопрос 7. Какое утверждение является верным?

4.

Вопрос 8. Прочитайте внимательно текст параграфа. Выпишите из текста: а) новые тер-мины и понятия; б) незнакомые слова. Расскажите, как распределялось бы тепло на поверхности Земли: а) если бы она была плоская; б) если бы наклон земной оси был равен 90°.

А. Зенит. Тропики. Полярные круги. Полярный день. Полярная ночь. Равноденствие. Солнцестояние.

Б — Если бы она плоской — то свет падал только на один край и если бы земля имела 90 градусов — то солнечные лучи вообще не попадали на Антарктиду.

Вопрос 9. Объясните поговорку «Солнце — на лето, зима — на мороз». К какому месяцу года она относится?

«Солнце на лето, зима на мороз»: наступает зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году. 22 декабря — в день зимнего солнцестояния — полуденная высота солнца в течении нескольких дней остается почти постоянной. С 25 декабря — солнце на лето, зима на мороз поворачивают. Дни незаметно, а потом все быстрее начнут прибывать.

Обобщение по теме

Вопрос 1. Подготовьте рассказ на тему «Влияние смены времён года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его.

Времена года очень важны в жизни человека. Зимой холодно, много снега. Люди одеваются теплее. На улице катаются на лыжах, коньках, санках. Приходит весна, снег тает. В жизнь людей и всей природы происходит пробуждение, романтическая пора. Летом много солнца, тепло. У детей каникулы, многие едут отдыхать. Осенью собирают урожай, природа засыпает, все готовятся к зиме.

Вопрос 2. Вместе с родителями подберите стихи, фрагменты из художественной и научно-популярной литературы о Солнце и Земле как небесных телах. Какое произведение вам особенно понравилось?

Северянин И. В. «Земля и Солнце».