Рубрики
Учебник по истории нового времени Юдовская 7 класс

§ 26. Французская революция. От монархии к республике

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие основные положения Декларации независимости и Конституции США укрепляли демократию в этой стране?

Положения Конституции:

– Разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

– Избираемость исполнительной и законодательной властей.

Положения Декларации независимости:

– все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Какое впечатление производят на вас идущие на Версаль женщины? Кто участвовал в этом походе и почему?

Идущие на Версаль женщины производят впечатление решительных людей, готовых к активным действиям для достижения своих требований. Эти люди, уставшие от нищеты, от голода, от перебоев поставок хлеба, приняли решение добиться справедливости у «доброго короля». В походе участвовали преимущественно женщины-парижанки, простоявшие в очередях за хлебом и не дождавшиеся его

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Продолжите выписывать термины (см. задание 1 к § 25).

а) термины, характеризующие политическую систему Франции:

– конституция;

– конституционная монархия;

– республика;

– революционная диктатура.

б) названия различных политических сил:

– жирондисты;

– якобинцы;

– санкюлоты;

– бешеные.

Вопрос 2. Составьте в тетради план по теме «Революция отменяет старые порядки».

а) Принятие Конституции

б) Работа Законодательного собрания, деятельность жирондистов, приведшая к войне с Европой

в) свержение монархии, провозглашение республики, казнь короля;

г) напряжение обстановки внутри Франции, якобинская диктатура, террор;

д) принятие новой Конституции. Это была самая радикальная Конституция Франции до конца XIXв. в ней были закреплены широкие демократические права

Вопрос 3. Расскажите о свержении монархии во Франции.

Свержение монархии во Франции. В 1791 году король предпринял попытку бегства из Франции, его задержали и отправили в Париж. Многие депутаты стали требовать суда над Людовиком, обвинив его в государственной измене. В сентябре 1791 года принята Конституция, уничтожившая абсолютизм, ограничившая власть монарха. После начала войны с европейскими государствами росло возмущение нерешительными действиями королевской власти. 10 августа 1792 г. повстанцы под руководством коммуны Парижа штурмовали королевский дворец. Законодательное собрание приняло решение об отречении короля от власти и созыве нового верховного органа — Национального конвента (собрания). Людовика XVI арестовали и поместили в тюрьму Тампль. Его обвинили в измене и казнили 21 января 1793 года.

Вопрос 4. В чём вы видите причины установления диктатуры якобинцев?

Причины установления диктатуры якобинцев:

– необходимость установления сильной власти для организации отпора иностранным интервентам

– необходимость подавить контрреволюционные мятежи в стране

– необходимость решить ряд социальных проблем: обуздать рост цен, уничтожить спекуляцию, решить аграрный вопрос в пользу крестьян, отменить оставшиеся сеньориальные повинности

Вопрос 5. Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г., назовите причины этих побед.

К началу 1794 г. военные действия удалось перенести на территорию неприятеля. Был взят Марсель, началась осада Тулона, захваченного англичанами. Молодой артиллерийский капитан Наполеон Бонапарт предложил командованию удачный план действий и помог республиканской армии овладеть городом. Подавлено было и восстание в Вандее. 9 октября пал Лион, второй по величине город Франции, где так долго хозяйничали мятежники.

Военные победы французской армии объяснялись следующими причинами: а) воодушевление французов и патриотический подъем; б) отсутствие взаимодействия между союзниками; в) взаимное недоверие пруссаков и австрийцев; г) действия союзных войск (мародерство) восстанавливали против них население Франции; д) применение французами тактики сомкнутых колонн и рассыпного строя; е) плохое снабжение союзных войск из-за состояния дорог; ж) строжайшая дисциплина во французских войсках вместе с открытой системой продвижения по службе для отличившихся.

Вопрос 6. Продолжите составление таблицы «Основные события Великой французской революции».

5 октября 1789 года – поход женщин на Версаль

22 сентября 1791 года – конституция французской республики. Новое летоисчисление.

20 апреля 1792 – начало иностранной интервенции

10 августа 1792 года – свержение монархии

22 сентября 1792 года – Франция была провозглашена республикой

21 января 1793 года – казнь короля Людовика XVI

2 июня 1793 – установления якобинской диктатуры

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, соответствовали ли действия якобинцев правам человека, провозглашённым в Декларации прав человека и гражданина? Докажите свою точку зрения.

Действия якобинцев не соответствовали правам человека, т.к якобинцы нарушили права на жизнь, свободу собрания и свободу слова. По политическим мотивам массово арестовывали и казнили людей.

Вопрос 2. Почему вопрос о казни короля волновал всё французское общество? Дайте оценку выступлению Т. Пейна в Конвенте. Как бы вы решили вопрос о судьбе короля? Каковы были последствия казни Людовика XVI?

Вопрос о казни короля волновал все французское общество, потому что это был переломный вопрос, знаменовавший собой полный слом старых порядков, когда король считался неприкосновенным помазанником божьим. Теперь же стало возможным судить и казнить его как изменника. Выступление Пейна было гуманистичным по своему характеру, взывало к состраданию и было в духе идей Просвещения, провозглашавших право человека на жизнь. Последствия казни: казнь Людовика не только вызвала волнение среди европейских монархов, но и послужила предлогом для создания коалиции, объединившей почти все европейские государства в войне против Франции. Весной 1793 г. австрийская армия перешла в наступление. Французские войска терпели неудачи. Война, рост налогов, нарушение хозяйственных связей ухудшали положение французов.

Вопрос о судьбе короля – крайне сложный, нельзя однозначно решить, стоило его казнить или нет. В любом случае последствия были бы очень тяжелыми.

Вопрос 3. Какие силы и почему выступали против якобинцев до 2 июня 1793 г.? Какими методами правили якобинцы после прихода к власти?

Против якобинцев выступали жирондисты. В Конвенте жирондисты выступали за организацию сильных органов местной власти, якобинцы требовали создания сильной исполнительной власти в центре. Будучи приверженцами демократических норм, записанных в Декларации прав человека и гражданина, жирондисты обвиняли якобинцев в разжигании ненависти, беспорядков и самосудов. Они даже пытались остановить самосуды и решились арестовать Марата и ещё одного крайнего якобинца — Эбера.

После прихода к власти якобинцы установили революционный террор – диктатуру, для «спасения революции». Проходили массовые аресты и казни политических противников и просто неблагонадежных людей.

Высшим законодательным органом остался Конвент. Ему подчинялось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Конвент сосредоточил в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. В июне 1793 г. Конвент принял новую Конституцию, провозглашавшую Францию республикой. Но декларированные ею широкие демократические свободы на практике введены никогда не были — в стране существовало чрезвычайное положение.

Вопросы к документу

Вопрос. С какой целью был принят этот документ? Назовите идеи мыслителей XVII–XVIII вв., получившие отражение в Декларации. Какие прирождённые права человека провозглашались в ней? Сравните Декларацию прав человека и гражданина с Декларацией независимости, найдите общие черты и различия. Объясните, как вы понимаете слова депутата Дюпора: «Задачи Декларации заключаются в том, чтобы выразить истины всехвремён и народов*. Объясните, как составители Декларации трактовали понятия «свобода* и «равенство*. Как сейчас трактуются эти понятия? В чём, с вашей точки зрения, состоит историческое значение этого документа?

Декларация прав человека и гражданина была принята с целью борьбы со Старым порядком. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов, идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями. Провозглашение свободы и равенства естественными и неотчуждаемыми правами человека, а также идеи народного, национального суверенитета было направлено против деспотизма и сословного строя.

Декларация прав человека и гражданина и Декларация независимости имеют много общего:

– утверждается равенство людей, у которых есть неотчуждаемые права, к числу которых принадлежат жизнь, свобода

– Целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.

Под равенством понималось только политическое равенство и равенство перед законом). Под свободой понимается право делать всё, что не вредит другому