Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Что такое абсолютизм? Как проявлялись черты абсолютизма в Англии в конце XVI – начале XVII в.?
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Черты абсолютизма в Англии в конце XVI – начале XVII в. проявились в том, что короли пытались снизить значение Парламента, лишить феодалов власти (передать местную власть и суды в руки королевских чиновников и судей), создать регулярные армию и флот и запретить феодальные армии.
Вопросы в параграфе
Вопрос. Объясните смысл изображения. Как автор оценивает деятельность Кромвеля?
Смысл этого изображения заключается в том, что дуб был символом королевской власти. Подрубая его, Кромвель упразднял в монархию в Англии.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Выпишите: а) имена участников революции; 6) термины, характеризующие политические органы и политическую деятельность.
А) Карл I, О.Кромвель, Прайс. Кук.
Б) Долгий Парламент, кавалеры, круглоголовые, железнобокие, армия нового образца, «прайдова чистка», «Великая ремонстрация».
Вопрос 2. Кто такие пуритане? Покажите связь между их учением и образом жизни.
Пуритане (от лат. «пурус» — чистый) – убеждённые протестанты, стремившиеся очистить англиканскую церковь от остатков католичества. Многие пуритане придерживались учения Жана Кальвина. Главной добродетелью для пуритан являлось чувство долга. Они следили за своим поведением в обществе, старались проявлять сдержанность, вели размеренный образ жизни, вставали рано и никогда не оставались без дела. Складывался стиль жизни, при котором главной ценностью были бережливость и трудолюбие. Пуритане требовали очистить англиканскую церковь от пышных богослужений, требовавших упразднить должности епископов, обвиняя их в том, что они служат не Богу, а королю. Пуритане тщательно изучали Священное Писание, стремясь понять волю Бога, чьи законы они глубоко почитали, Многие верили и в божественное происхождение королевской власти, но для них эта власть была законна только в том случае, если она придерживалась старых английских законов и традиций, считалась с парламентом.
Вопрос 3. Составьте в тетради план по теме «Причины революции в Англии».
– новая династия;
– политическая причины: стремление короля к абсолютизму, конфликт короля и парламента;
– экономические причины: новые налоги, нарушение законов торговли;
– религиозные причины: защита англиканства и преследование пуритан;
– внешнеполитические причины: сближение с католическим Францией и Испанией;
– действия короля Карла I, усугубившие противоречия.
– созыв Долгого Парламента
Вопрос 5. Назовите силы, поддерживавшие короля, и силы, поддерживавшие парламент. Объясните такую расстановку сил.
Короля поддерживали дворяне – крупные землевладельцы, которых называли кавалерами, Парламент поддержали небогатые дворяне и городская буржуазия, которых называли круглоголовыми. Экономически более отсталые северные и западные графства стали под знамёна короля. Более развитый в экономическом отношении юго-восток поддерживал парламент.
Вопрос 6. Объясните причины победы армии парламента над армией короля.
Главной причиной стало создание единого войска – «армии нового образца» состоявшей из добровольцев, в основном крестьян, ремесленников, рабочих мануфактур. Во главе войска стоял энергичный дворянин Оливер Кромвель, который предложил новую тактику боя. Причиной стало также вера парламентской армии в то, что они избавляют страну от тирании.
Вопрос 7. Начните составление календаря событий по теме «Английская революция». Заполните таблицу «Реформы Долгого парламента». Графы таблицы: «Год», «Содержание реформы», «Значение реформы».
Год | Содержание реформы |
Значение реформы |
1641 | – ликвидация королевских судов; – запрет епископской полиции и цензуры; – закон, по которому палата общин не может быть распущена без ее согласия; – право устанавливать налоги передавалось парламенту, который должен собираться не реже 1 раза в три года. |
Ограничена власть короля. Расширены права и полномочия парламента. |
1645 | Создание армии нового образца | Победа армии парламента над королем. |
1645-1647 | – дворян-землевладельцев освободили от налогов в пользу короля, земля стала их собственностью; – разрешение на ведение торговли купцами без его покупки; – церковь подчинена парламенту; – конфискация земель короля, его сторонников и епископов. |
– введена частная собственность на землю; – провозглашена свобода торговли; – власть парламента усилилась; Король и сторонники абсолютизма ослаблены. |
1649 | Ликвидирована монархия. Ликвидирована Палата Лордов. |
Англия стала республикой. Законодательная власть полностью стала принадлежать однопалатному парламенту в лице палаты Общин. Исполнительная власть передавалась совету из 41 человека. |
Задания к параграфу
Вопрос 1. Дайте оценку деятельности Карла I.
Карл I, обладавший такими чертами характера как самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность, лицемерие, не решил противоречий в английском обществе (между католиками и протестантами. Между англиканами и пуританами, между короной и парламентом), но во многом способствовал их усугублению. Он не признавал полномочий Парламента и традиций парламентаризма в Англии и считал, что власть короля не может быть ограничена подданными. Поэтому он считал возможным отказываться от собственных обещаний, как он сделал отказавшись соблюдать подписанную им же «Петицию о праве». Карл I еще больше обострил конфликт, распустив парламент и вводя новые налоги без его согласия. В дальнейшем Карл вновь созвал парламент, но отказался идти с ним на компромисс. И даже после поражения в гражданской войне он оставался при своем мнении и не желал примирения. Поэтому действия Карла I можно оценить отрицательно, во многом его действия стали причиной революции.
Вопрос 2. Как вы считаете, была ли казнь короля необходима для победы революции? Свою точку зрения аргументируйте.
Да, казнь короля была необходима, т.к. он не собирался идти на компромисс с Парламентом, но в то же время оставался законным королем Англии, даже если бы парламент принял решение о его низложении. К тому же у него был наследник и сторонники, для которых он всегда был бы верховным правителем, а значит, они не приняли бы власти парламента.
Вопрос 3. Проследите взаимосвязь реформ и революционных событий. Сделайте вывод.
Взаимосвязь реформ и революционных событий заключается в том, что они были направлены на ограничение монархии и укрепление полномочий парламента. Отличие заключалось лишь в радикальности преобразований (реформы предлагали более мягкие формы ограничений, революция решительно упразднила монархию и ввела республику).
Вопросы к документу
Вопрос 1. Какими причинами вызвано создание этого документа? Обсудите с одноклассниками, отвечают ли политическим традициям английского общества требования «Великой ремонстрации».
«Великая ремонстрация» – акт Парламента, представлявший собой список злоупотреблений королевской власти. Создание «Великой ремонстрации» было вызвано стремлением обосновать действия Карла I как нарушающие английские традиции и законы. Да, отвечают, т.к. король Англии традиционно не принимал политических и экономических решений, особенно связанных с налогами, без парламента.
Вопрос 2. Составьте перечень основных обвинений, предъявленных судом Карлу I. Изложите своё мнение о решении суда. Предложите иной вариант решения и докажите его возможность в данных исторических условиях.
– намерения установить и держать в своих руках неограниченную тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожить права и вольности народа;
– объявил изменническую и преступную войну против настоящего парламента и народа;
– был вдохновителем и причиной того, что были убиты тысячи свободных людей.
Решение суда было политическим и не справедливым, т.к. приговор был известен до того, как был вынесен судом.
Иным вариантом могло стать изгнание короля из Англии.